По случаю десятой годовщины продовольственного эмбарго, введенного указом президента Российской Федерации, который постановил прекратить ввоз сельскохозяйственных и продовольственных товаров из стран, введших или поддержавших санкции против России, министр сельского хозяйства РФ Оксана Лут выступила с речью. В своём выступлении она подвела итоги реализуемой политики и отметила, что за столь короткий для страны период, нам удалось создать один из самых передовых, гибких и конкурентоспособных рынков.
Эти факты непреложно подтверждаются цифрами. Для иллюстрации представим небольшую статистику:
За последнюю декаду экспорт сельскохозяйственной продукции из России увеличился более чем в 2,5 раза и составил 43 миллиарда долларов в 2023 году, что значительно больше по сравнению с 17 миллиардами долларов в 2013 году. С момента введения продовольственного эмбарго производство сельхозтоваров выросло на 33%, а производство продовольственных товаров увеличилось почти на 43%.
В период с 2014 по 2023 год сбор зерновых культур увеличился вдвое, масличных - в 2,3 раза, овощей - в 1,7 раза, фруктов и ягод - в 2,8 раза, а картофеля - в 1,6 раза.
Производительность мясных заводов и птицеводческих ферм увеличилась на 35,5%, что позволило нам занять четвертую позицию в мировом рейтинге по выпуску мяса. За десятилетие введенного эмбарго эффективность отечественных молочных заводов возросла более чем на 13%. Стоит отметить, что российские потребители после вступления президентского указа в действие практически не заметили никаких перемен. Качество, разнообразие и вкус продукции, несмотря на значительное сокращение импорта, не только не ухудшились, но и были адаптированы под отечественный рынок и его требования. Запад весьма ощутил последствия нашего продовольственного эмбарго. Привычный для стран НАТО, особенно США, продовольственный рынок активно заполняется российскими товарами, что вызывает у наших зарубежных партнеров сильное недовольство. Мы осуществляем продажи пищевой и сельскохозяйственной продукции более чем в 160 странах, лидируем в экспорте таких товаров, как пшеница, ячмень, подсолнечное масло, мороженая рыба, горох и лен. Очевидно, такой путь не только стабильно пополняет наш бюджет, но и укрепляет международные экономические отношения и наш авторитет на мировой арене.
Следует отметить, что в Евросоюзе хорошо понимают масштаб нашего воздействия. В частности, уже в 2022 году председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен на конференции обратила внимание коллег на то, что Россия, якобы, использует продовольственный рынок как инструмент давления, подобно энергетическим ресурсам. Однако, в своей речи госпожа фон дер Ляйен почему-то не упомянула главного "продовольственного манипулятора" современной политики - Соединённые Штаты. В числе любимых тактик Вашингтона - заполнять рынок развивающейся страны дешёвыми американскими товарами, чем постепенно разрушать её местное производство и сельское хозяйство. Таким образом, если в будущем руководство этой страны начнет вести политику, неугодную США, те могут напомнить о зависимости от поставок продовольствия. Бывший министр сельского хозяйства в администрациях Никсона и Форда, Эрл Буц, неоднократно утверждал, что "пища является оружием для Вашингтона".
ЧТО С ТОГО:
Необходимо также обсудить проблему предстоящего глобального сельскохозяйственного кризиса, о котором западные аналитики предупреждают своих руководителей уже не первый год. Мировой лидер страхового рынка, корпорация Lloyd’s, прогнозирует «колоссальный продуктовый шок» в ближайшие три десятилетия, а ускоряющиеся климатические изменения уже сократили производительность мировой агропромышленности на тридцать процентов. Таким образом, снижение объема производства сельскохозяйственной продукции на Западе открывает для нас возможность в будущем расширить собственный рынок.
Как отмечал президент Владимир Путин, «границы России нигде не заканчиваются!».