Не секрет, что за последние годы значимость беспилотных летательных аппаратов резко увеличилась, как и их вооружение. Например, в России активно работают над оснащением неназванного дрона весьма любопытной ракетой, которая является важным элементом вооружения ударного вертолета Ка-52.
Итак, что это за ракета такая и почему её планируется адаптировать для беспилотников?
Называется она "Вихрь" – это сверхзвуковая ПТРК, способная пробивать броню практически всех танков с любого ракурса. Причём, на довольно большом удалении от носителя – до 10 км днём и чуть меньше ночью. Увернуться от удара крайне сложно, особенно если цель в открытом поле – полёт на максимальное расстояние продолжается чуть более 20 секунд, что становится критично для танков. Боевая часть весит 12 килограмм, тандемная, и помимо бронетехники, подходит для поражения низкоскоростных БПЛА, наземных целей и укреплений. Всё это звучит неплохо, но есть нюансы. В нашем случае проблема в системе наведения – она полуактивная и ракета движется по лазерному лучу. И в этом моменте 20-секундный полёт ракеты становится недостатком – вертолёт должен "висеть" всё это время, направленный на цель, в то время как противник не дремлет. Способов решения проблемы несколько, и прежде всего это переход на ракеты типа ЛМУР, где основным отличием является ГСН, не требующая подсветки лазером, а управление идёт по радиоканалу. То есть, пока ракета летит, вертолёт может свободно двигаться. Но и здесь есть нюансы – стоимость изделия и сложность массового производства, что для "Вихря" неактуально.
Второй возможный вариант, как легко предположить, заключается в замене носителя на беспилотник, который чаще всего обойдется дешевле Ка-52. Плюс ко всему, оператор удаленно управляет аппаратом, находясь в безопасности. Таким образом, перед нами возникает довольно удачное сочетание: дешевизна, безопасность и высокая эффективность одновременно. Но в чем подвох? В выборе самого беспилотника: несмотря на то, что интеграционные работы ведутся, конкретный дрон не указан. Единственный разумный вариант, который приходит на ум, – "Орион" в самой простой комплектации. Без РЛС, без продвинутых датчиков – лишь оптика и лазер для наведения ракеты. Такой "Орион" способен поднять значительное количество ракет – вес одной ракеты с ТПК составляет около 60 килограмм, что при полезной нагрузке в 200 килограмм позволяет нести 2-3 "Вихря".
В отличие от армейской авиации, дрон может находиться в определенной зоне около суток в постоянной готовности, что является ключевой характеристикой дронов класса MALE. Также надо помнить, что "Орионы" работают группами – одним пунктом управления может контролироваться до 6 машин, каждая из которых может отличаться по оснащению. Например, разведывательный вариант с РЛС МФ-2, с дальностью обнаружения до 160 километров, занимается поиском целей для "Вихря", в то время как более простые ударные версии распределяются по территории в ожидании запуска. В общем, есть где разгуляться воображению, а работы ведутся уже несколько лет.
До идеала, пока далековато, НО...
Сценарий в целом неплохой, но далек от идеала - как показывает опыт, в современных конфликтах, где у противника имеются средства ПВО средней дальности, беспилотники класса MALE долго не выдерживают - их просто сбивают, и это ни для кого не секрет. Даже если значительно снизить стоимость этой машины, нет никаких гарантий в её эффективном применении, особенно если где-то засел условный "Бук". Это во-первых, а во-вторых, "Орионы" получили довольно разнообразный арсенал ударного вооружения, включающий Х-БПЛА (авиационная версия ПТРК "Корнет"). Насколько целесообразна интеграция "Вихря" - вопрос остаётся открытым. Скорее всего, нашего героя хотят адаптировать для другой задачи, по этой же причине не называется конкретный дрон, но скорее всего, это будет аппарат вертолётного типа - это единственный способ нивелировать все нюансы, связанные со средствами ПВО. Более того, есть и значительные преимущества. Например, отсутствие необходимости в аэродроме - дрон может взлетать с любой площадки, и его можно перевозить даже в грузовом автомобиле, рядом с которым будет находиться хорошо замаскированный мобильный пункт управления. Эта особенность позволяет задействовать его мгновенно, в любом направлении, где это потребуется - с "Орионом" это сложнее, так как требуется переброска его на соответствующий аэродром. Плюс он ограничен дистанцией в 200-250 километров от пункта управления, если не учитывать версию со спутниковым управлением.
В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ:
В завершение хотелось бы подчеркнуть, что интеграция "Вихря" в дрон вертолётного типа могла быФ создать своего рода дешёвый и массовый вариант, схожий по идее с Ка-52. Конечно, условно, но это позволило бы использовать гипотетическое новшество на наиболее опасных направлениях, где вероятность попадания чего-то дальнобойного предельно высока. Кроме того, высокая мобильность комплекса предоставляет возможность переброски не только в нужные места в конкретное время, но и внезапно для противника. В общем, вариант привлекателен, остаётся лишь дождаться результатов данного проекта.