Найти в Дзене
TacticMedia

Михаил Тимин. Драться как комиссар Дудин

Оглавление

В истории российской и советской военной авиации мало найдётся авиационных частей, имеющих основание гордиться преемственностью своей «родословной» на протяжении многих десятков лет. Одним из них был 1-й Гвардейский истребительный авиационный полк — прямой наследник 11-го корпусного авиаотряда Российской императорской армии. Что примечательно, и в Первую, и во Вторую мировые войны счёт побед обеих частей был открыт тараном.

Наследники богатых традиций

29-й Краснознамённый истребительный авиационный полк был одним из самых титулованных в ВВС Красной армии. Он был сформирован осенью 1938 года на Дальнем Востоке на базе 1-й Краснознамённой авиаэскадрильи, которая, в свою очередь, вела свою историю от 11-го корпусного авиаотряда Российской императорской армии, командовал им знаменитый штабс-капитан П.Н. Нестеров. 1-я Краснознамённая эскадрилья была одной из самых боеспособных частей ВВС КА, которая всегда получала лучший личный состав и новейшую технику. В ней в разное время служили такие легендарные советские лётчики, как Герои Советского Союза Валерий Чкалов и Анатолий Серов, а также первый дважды Герой Советского Союза Сергей Грицевец.

В феврале 1934 года эскадрилья была переброшена на Дальний Восток, а весной 1938 года переформирована в 29-й ИАП. Имевшиеся старые И-16 тип 4 были сданы в учебные заведения, а полк получил полный комплект новых самолётов: три эскадрильи И-16 тип 5/10/17, ещё одна перевооружилась на И-15бис. По итогам 1938 года полк был признан лучшим в ВВС 2-й Краснознамённой Армии, и в целом одним из немногих боеготовых полков ВСС КА. Общий налёт составил 2728 часов, 48 лётчиков были подготовлены для боевых действий днём, 25 из них могли летать ночью, а 36 — на больших высотах.

Издержки интенсивной учёбы: И-16 тип 10 из 4-й эскадрильи 29-го ИАП, выполнившие вынужденные посадки зимой 1941 года
Издержки интенсивной учёбы: И-16 тип 10 из 4-й эскадрильи 29-го ИАП, выполнившие вынужденные посадки зимой 1941 года

В 1940 году две эскадрильи перевооружились на И-16 тип 24 производства новосибирского завода №153, одна получила И-153, ещё одна осталась на И-16 тип 17. Одновременно из полка во вновь формируемые части изъяли многих опытных лётчиков, взамен прислав слабо подготовленных выпускников лётных школ. Тем не менее, учебно-боевая подготовка была проведена на высоком уровне: налёт составил 8550 часов, из них 750 часов под колпаком и 527 часов ночью. Интенсивные полёты привели к многочисленным лётным происшествиям, в том числе трём катастрофам. В итоге командир полка майор Д.П. Шамышевский был снят с должности, и в апреле 1941 года полк принял капитан Д.К. Лешко.

За первые пять месяцев 1941 года налёт составил 2000 часов, однако боевая подготовка оставляла желать лучшего: было выполнено всего 324 маршрутных полёта, проведено 134 учебных воздушных боя, 198 стрельб по конусу и 149 по наземным целям. На 1 апреля в полку числилось 63 лётчика, из которых 27 были подготовлены к боевым действиям днём на средних высотах и в простых метеоусловиях, а 22 могли летать ночью. Ещё 14 молодых пилотов не были введены в строй.

И-16 тип 17 из 1-й АЭ 29-го ИАП, разбитый в аварии весной 1941 года. Чтобы извлечь прижатого в кабине лётчика, фанерный фюзеляж пришлось рубить топором
И-16 тип 17 из 1-й АЭ 29-го ИАП, разбитый в аварии весной 1941 года. Чтобы извлечь прижатого в кабине лётчика, фанерный фюзеляж пришлось рубить топором

В IV квартале 1941 года полк должен был перевооружиться на новые МиГ-3, но 15 июня был получен приказ о перебазировании в европейскую часть СССР. С 20 июня эшелоны с матчастью (64 боевых самолёта: 33 И-16 тип 24, 16 И-16 тип 17, 15 И-153) и личным составом двинулись на запад.

К 3 июля эшелоны начали прибывать в Свердловск, где было приказано для ускорения переброски собрать самолёты и продолжить перебазирование лётом. 8 июля полк 44 экипажами вылетел на фронт, оставив молодых лётчиков в тылу. Один самолёт произвёл вынужденную посадку в районе Горького, но остальные благополучно приземлились на аэродромах Домославль, Будово и Торжок в районе Калинина. Задачей полка стало прикрытие с воздуха сосредоточения войск 29-й Армии в районе Вышний Волочок – Бологое – Андреаполь – Селижарово.

Неудачное начало

Поначалу полку откровенно не везло. Сказалось отсутствие боевого опыта, а также плохо налаженная система наблюдения и связи. Трагический инцидент произошёл уже на следующий день после прибытия полка на фронт: поднятая на перехват вражеского самолёта пара И-16 капитана Д.К. Лешко и младшего лейтенанта А.В. Попова атаковала дальний бомбардировщик ДБ-3Ф из 1-го авиакорпуса РГК. Самолёт загорелся и упал, лишь двум членам экипажа удалось спастись на парашютах. При заходе на посадку Лешко забыл выпустить шасси, и при попытке уйти на второй круг потерявший скорость истребитель врезался в лес. Командир полка получил переломы ноги и ключицы, самолёт был разбит.

14 июля во время патрулирования истребители МиГ-3 из 402-го ИАП по ошибке атаковали И-16 29-го ИАП. Самолёт получил четыре пробоины, но заместителю командира эскадрильи старшему лейтенанту М.И. Фошкину повезло остаться невредимым. 15 июля в районе аэродрома Домославль ещё один ДБ-3Ф был ошибочно обстрелян старшим лейтенантом И.М. Толмачевым. 16 июля пара И-16 старшего лейтенанта М.И. Фошкина и младшего лейтенанта Л.З. Муравицкого атаковала Пе-2 410-го БАП, в результате подбитая «Пешка» разбилась на посадке, а самолёт Фошкина в ходе маневрирования на малой высоте врезался в землю, лётчик погиб. 22 июля младший лейтенант П.Т. Радченко, преследуя немецкий разведчик, не рассчитал расход горючего и на вынужденной посадке разбил И-153, который отправился в заводской ремонт.

В итоге, выполнив с 13 по 22 июля 452 боевых вылета (370 на прикрытие войск и 82 на перехват), в сомнительном активе 29-й ИАП имел сбитый ДБ-3Ф и два подбитых бомбардировщика. Собственные потери составили три самолёта, погиб один лётчик, получил тяжёлое ранение командир полка. Учитывая, что заместитель командира полка капитан Е.А. Зверев остался с молодыми лётчиками в Свердловске, полк на несколько дней фактически остался без командования.

Читать полностью >>>