Говоря о русских, живущих за пределами России, хочется всё же понять: кто мы? Что позволяет всем нам считаться именно РУССКИМИ людьми? В чём заключаются самобытные черты русской цивилизации, составившие основу нашего национального сознания?
Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков.
А.С.Пушкин
Почему большинство из нас не желает отказываться от русского имени, несмотря на упорные старания властей национальных республик, образовавшихся на обломках сгинувшего СССР? Попробуем разобраться.
Мы поговорим о духовных богатствах русской цивилизации, мысли о которой будут всегда тревожить душу истинно русского человека своей глубиной, загадочностью, ощущением острой сердечной боли за утрату драгоценности — до обмирания, до потери сознания.
Непоправимость её утраты для русского так трагична, что, перефразируя известные слова, осознав её, он захочет в отчаянии упасть на землю и кататься по ней, судорожно хватая руками траву. Западноевропейский историк А.Тойнби насчитал более чем два десятка цивилизаций, которые, по его мнению, существовали на нашей земле. Только русской цивилизации в его схеме места не нашлось. Но простой взгляд на русскую жизнь позволяет увидеть, что века назад сложилась самобытная цивилизация, высокие духовно–нравственные ценности которой всё больше открываются для нас в православной этике, в русской иконе, церковном зодчестве, трудолюбии как добродетели, нестяжательстве, взаимопомощи — в общем, в той области, где духовные мотивы жизни преобладали над материальными, где целью жизни является не вещь, не потребление, а совершенствование, преображение души.
Эти духовные формы существования пронизывают всю историческую жизнь русского народа, отчётливо прослеживаются в течение более чем тысячи лет, проявляясь, конечно, не одинаково в разные периоды и в разных областях России.
Русская цивилизация — это общность духовно–нравственных и материальных форм существования русского народа, определившая его историческую судьбу и сформировавшая его национальное сознание.
Опираясь на ценности своей цивилизации, русский народ сумел создать величайшее в мировой истории государство, объединившее в гармоничной связи многие народы, развить великую культуру, ставшую духовным богатством всего человечества.
В советских учебниках господствовало представление, что человеческое общество развивается во всех странах одинаково, от низших форм к высшим. Сначала были Египет, Индия и Китай, потом прогресс переместился в Грецию и Рим, а затем получил окончательную завершённость в Западной Европе. Эти представления были рождены на Западе, который объявил себя высшим выражением мировой цивилизации. Всё многообразие культурно–исторических типов рассматривается сегодня исключительно в рамках западного превосходства. Но на самом деле развитие вовсе не идёт линейно. Каждая цивилизация представляет собой замкнутую духовную общность, существующую одновременно в прошлом, в настоящем и обращённую в будущее. Цивилизация не равнозначна понятию культура (хотя между ними часто ставится знак равенства). Культура — это всего лишь материальный результат развития духовных ценностей цивилизации.
Разделение человечества на цивилизации имеет не меньшее значение, чем разделение на расы. Если принадлежность к расе выражалась в цвете кожи, строении волос и ряде других внешних признаков, то принадлежность к цивилизации выражалась во внутренних, психологических признаках и духовных установках.
Русская цивилизация зарождалась почти за два тысячелетия до принятия христианства. Её контуры вырисовываются в духовных представлениях Среднего Поднепровья Х–VIII веков до н. э. Весь последующий период развития русской цивилизации можно характеризовать как процесс естественного расширения до естественных границ. Этот процесс осуществлялся преимущественно духовным могуществом, а отнюдь не военной силой. Русская духовная мощь организовала вокруг себя другие народы, подавляя противников и соперников силой добра
и справедливости. Финно–угорские, балтские, а позднее многие сибирские народы были вовлечены в русскую цивилизацию в основном добровольно, без крови и насилия.
Для многих европейская цивилизация является высшим выражением мировой. Русский мир воспринимается глазами западного человека через западноевропейские шоры, делающие невидимыми многие выдающиеся ценности русской культуры, определяющие её самобытность.
Отрицательное отношение интеллигенции и правящего слоя к ценностям русской цивилизации, которым они обязаны служить, стало одной из главных причин великой трагедии России.
Значительная часть российского правящего слоя изменила своему предназначению и стала орудием отторжения национального наследия, навязывания народу чуждых идей и форм жизни. Низкопоклонство перед
Западом стало отличительной чертой российского образованного общества и правящего слоя, что отмечалось ещё Ломоносовым и Фонвизиным, Пушкиным и Гоголем, Достоевским и Чеховым...
Развитие западноевропейского «просвещения» в России — это последовательный процесс отторжения и уничтожения национальной культуры, моральное и физическое уничтожение её носителей.
Отторжение ценностей русской цивилизации вызывало кровавые катаклизмы, создавая всё новых и новых мучеников за идеи Святой Руси. Эти мученики
были всегда — от Филиппа Митрополита до оптинских старцев, от Аввакума до славянофилов. Идеалы закреплялись кровью мучеников — Русь становилась Святой вдвойне.
Что же разобщало русскую и западную цивилизации, делая их встречу такой трагической? Главное отличие — в разном миропонимании сути человеческой
жизни и общественного развития. Цивилизация в России носила преимущественно духовный, а на Западе — агрессивно–потребительский характер.
Русская цивилизация отвергала западноевропейское понимание развития как научно–технического, материального прогресса, обладания всё большим количеством вещей, перерастающего в настоящую гонку потребления, «жадность к вещам». Этому понятию русское миропонимание противопоставляло идею совершенствования души, преображения жизни через преодоление греховной природы человека.
Для русского человека вера традиционно была главным элементом бытия, а для западного человека — «надстройка» над материальным базисом. Архимандрит Иларион писал:
«Идеал православия есть не прогресс, но преображение… Новый завет не знает прогресса в европейском смысле этого слова, в смысле движения вперёд в одной и той же плоскости. Новый завет говорит о преображении естества и о движении вследствие этого не вперёд, а вверх, к небу, к Богу». Единственный путь преображения — в искоренении греха в самом себе: «Не вне тебя правда,
а в тебе самом, найди себя в себе, овладей собой, и узришь правду. Не в вещах правда эта, не вне тебя и не за морем где–нибудь, а прежде всего в твоём собственном труде над собою».
Кстати, у русской цивилизации всегда было много общего с индийской, китайской и японской. Поиск цели развития не в стяжании материальных благ, а в глубине души; в стремлении к абсолютным началам бытия роднит эти великие цивилизации.
Продолжение следует