Найти в Дзене
BIOсфератум

С чем столкнулись весной 1967 года советские и американские подводники в Средиземном море?

Весной 1967 года в сирийском порту Тартус располагалась 5-ая средиземноморская эскадра ВМФ СССР. Это стало ответной мерой после того, как США в итальянском порту Аукстата расположили десять подводных лодок с баллистическими ядерными ракетами. По оценкам специалистов их запуск мог бы накрыть до половины территории СССР. Естественно, такую угрозу нужно было как-то нивелировать, но полноценно сделать это оказалось невозможно. Тем не менее, советское командование постаралось максимально обезопасить территорию своей страны.

В конце апреля 1967 года накал страстей достиг апогея. И дело даже не во взаимных угрозах между советскими и американскими специалистами и политиками. Ситуация оказалась гораздо любопытнее и сложнее. Находясь в сирийском порту Тартус, советские подводники во время боевого дежурства на субмарине «К-31» запеленговали сигнал. Кто-то выходил с ними на связь. Были предприняты попытки связаться с экипажем обнаруженного объекта. Но ответ на все запросы так и не был дан.

Советское командование предположило, что американцы нарушили шаткие договорённости не идти на сближение и фактически прибыли в акваторию Сирии. Больше никто не мог этого сделать, кроме наших геополитических врагов. Чтобы проучить зазнавшихся американцев, в заданный квадрат была направлена боевая подводная лодка с одной-единственной целью – уничтожить врага. Выйдя на точку, где удалось запеленговать сигналы, глава экипажа советской атомной субмарины сообщил невероятное.

В ответ на агрессивные действия американцев советское руководство отправило субмарины.
Фото: a0z.ru.
В ответ на агрессивные действия американцев советское руководство отправило субмарины. Фото: a0z.ru.

Объект вылетел из воды и со скоростью быстроходного торпедного катера стал приближаться к подводной лодке. Когда до сближения оставалось около 250 метров, он нырнул под воду и прошёл под брюхом советской субмарины. Скорость перемещения была столь высокой, что возможности преследования не было абсолютно никакой. И что это было – никто не знает. Командование настойчиво требовало признать, что подводники наблюдали мираж – временное помутнение сознания. Но ведь сигналы запеленгованы, а на радарах был явственно виден объект.

С апреля по май 1967 года произошло ещё три похожих случая. И каждый раз капитаны субмарин рапортовали о непонятном плавающе-летающем аппарате, перемещающемся с огромной скоростью. Командование понимало, что технической возможности для уничтожения этого объекта не существует и всеми правдами и неправдами старалось скрыть факт существования третьей невыясненной стороны в данном конфликте.

Стали расползаться слухи, что это новейшая техника американцев. Но намного позже из архивных данных выяснилось, что американские подводники, находившиеся в Италии, также неоднократно фиксировали объекты, плывущие со скоростью до 400-450 узлов. Они тоже выныривали и всячески пытались запутать американцев. Любопытно, что и одна, и вторая сторона конфликта проявили недюжинное терпение и не допустили, чтобы эти объекты спровоцировали ядерную войну.

Игорь Максимович Барклай рассказал о событиях 1960-1970-х годов.
Фото: vimana.su.
Игорь Максимович Барклай рассказал о событиях 1960-1970-х годов. Фото: vimana.su.

Игорь Максимович Барклай – капитан 1 ранга утверждал, что в 1967 году существовал некий страх как у американцев, так и у советских подводников, ведь и те, и другие столкнулись с чем-то технологически более совершенным. И никто не мог гарантировать, что оно не является сверхсекретным оружием, направленным против подводных лодок. Позже в 1975 году при ВМФ СССР была создана обширная сеть по указу главнокомандующего Адмирала Горшкова.

На флоте были сформированы аналитические группы, которые объединяли как гражданские суда, так и военные. Основной их задачей было отслеживание неизвестных подводных объектов по пути следования и дальнейшая систематизация данных. Данная сеть просуществовала вплоть до 1986 года, и удалось собрать и задокументировать сотни случаев. Их изучением занимались в секретных ведомствах при ВМФ и МО СССР. Результаты исследований засекречены минимум на 50 лет, больше пока никакой информации не раскрыто.