Учебники истории для школьников стран СНГ, написанные на русском языке, могут вызвать настоящий шок. Пропаганда в них настолько сильна, что мигранты, начитавшись таких книг, готовы "вернуть своё". С детства им внушают, что русские — колонизаторы и угнетатели, вывозившие хлопок, фрукты, скот и нефть из их стран. Сегодня мы расскажем о том, что казахские школьники узнают о русских. Держитесь крепче...
Историческое напряжение: Россия и Казахстан
15 республик СССР когда-то называли сёстрами. Сегодня же Россия окружена кольцом "партнёров", и Казахстан — один из ближайших. Протяжённость границы между двумя государствами составляет более 7 тыс. км. Но если верить учебникам, агрессия России в отношении Казахстана длилась столетиями, и светлых моментов в этой истории не было.
Колонизация и русификация
Откроем учебник истории для 8-го класса. В начале ХХ века царская Россия приступила к поиску рудных месторождений на казахских землях. Колонизаторы поняли, что казахи, занимавшиеся традиционным кочевым скотоводством, не придавали важного значения добыче руды. В учебнике встречаются такие термины, как "российские колонизаторы", "планы по колонизации", "усиление колониального гнёта царизма", "задачи по русификации" и "карательные отряды царского правительства".
Восстание и борьба
Батыр Сарым не согласился с несправедливостью властей. Притеснения и произвол, ограничение прав родовых старшин и баев, антинародная политика ханов и султанов и их переход на сторону уральских казаков ускорили восстание. Картинка в учебнике изображает бой казахов с уральскими казаками: штыки ружей против луков. Исход сражения очевиден. Но действительно ли русские ничего не давали взамен?
Экономические связи
Кратко детям сообщается, что русские купцы начали заезжать в казахскую степь, заинтересовавшись продукцией животноводства. Это сформировало товарно-денежные отношения и дало возможность казахам продавать продукцию. Из России доставлялись ткани, мука и хлеб. В числе экспортируемых товаров были казаны, топоры, тяпки, косы и серпы. Но ведра и тяпки меркнут перед "гнусными намерениями" царской России по контролю над духовной жизнью казахов.
Борьба за суверенитет
Под знаменем борьбы с узурпаторами прошло два столетия. В ХХ веке казахи тоже бунтовали. В июне 1916 года поводом для волнений стал указ о мобилизации казахов на тыловые работы Первой мировой войны: не воевать, а рыть окопы и прочее. Мобилизация всех мужчин трудового возраста в разгар страды "обрекала казахов на голодную смерть". Но сколько из них умерли от голода, почему-то не указано.
Эпоха Советского Союза
Казахскую ССР называют периодом становления суверенитета страны. Но подчёркивают, что большевики позволяли реализовать право на самоопределение только в рамках Советской России. А впоследствии так и не дали свободы:
Казахстан поначалу был автономной республикой в составе России и не имел даже формального права выхода из СССР. В 1936 году было принято решение об образовании Казахской ССР, и страна (по крайней мере, формально-юридически) стала развиваться как суверенное государство.
Конституция 1978 года закрепила суверенитет Казахстана, но авторы учебника утверждают: в реальной жизни суверенитет республики не был реализован в должной мере.
Как вы думаете, допустимо ли такое в современной системе образования?