«Нам не ставят дисграфию, учительница говорит, что он просто ленивый», – говорит на консультации мать семиклассника.
«Этот термин (дисграфия) сейчас везде к месту и не к месту употребляют», – возмущаются граждане в соцсетях.
«Как вы можете сказать, есть ли дисграфия, вы же исследования не проводили», – спрашивают в комментариях.
Но никаких лабораторных исследований и не требуется. Для того, чтобы определить наличие дисграфии, специалисту по письму достаточно посмотреть на страницу написанного текста.
Главный признак дисграфии – это системность и повторяемость ошибок, не соответствующих возрасту и развитию человека.
Ученик третьего класса «зеркалит» буквы, пропускает их, а слово «упражнение» пишет с буквой «О», хотя оно встречается ему каждый день. Это дисграфия.
Семиклассник списывает текст по слову, не может пересказать его, при списывании пропускает строчку. Он упорно разрывает слитные слова («свернул в лево», «не хороший», «в пол голоса»), зато в одном месте «слепил» с глаголом «не» («недумает»). Это дисграфия.
Девятиклассник искажает гласные в, казалось бы, простых словах («настойчЕвый», «плОкат», «пЕджак»). В окончаниях существительных постоянно пишет Ё («хомячёк», «ключём»), хотя соответствующее правило из учебника может пересказать. Везде, где нужно писать одну «Н» пишет две («жаренный, сушённый, куринный»). Это дисграфия.
Взрослый человек в переписке и комментариях делает ошибки буквально в каждом предложении. «Не чего не понял», «не кому не звонил», «не вежливое обслуживание», «продовцы хомят», «договорились на прямую» и т. д. Особенно обращают на себя внимание постоянные разрывы слов. Это некомпенсированный дисграфик.
У другого взрослого «безграмотность» не так бросается в глаза. Ошибок типа «кровь из глаз», как у предыдущего пишущего, у него нет. Текст выглядит приемлемо, если не считать слов с частичкой «пол». Он пишет «пол часа», «пол дня», «пол-документа». А ещё всё время разрывает слова «также» и «чтобы» («я еду в офис, что бы подписать договор, а так же обновить данные»). Запятые он, по его утверждению, ставит «на слух». Половина из них лишние, в местах, где их быть не должно. Здесь нельзя с уверенностью сказать, была ли у человека дисграфия, когда он учился в школе. С большой вероятностью была, но компенсировалась по мере взросления. Однако стереотип верного написания так и не сформировался. Школьная грамматика ему в этом не помогла.
Созданная больше 30 лет назад (и постоянно совершенствующаяся) методика Натальи Романовой «Без правил» может помочь во всех вышеописанных случаях. Она создана специально для дисграфиков и основана на внутренних законах письма, неизвестных традиционной грамматике. При помощи лёгких в усвоении алгоритмов и специальных тренингов можно избавить школьника от постоянных ошибок и дать ему уверенный навык письма. А взрослому человеку привести свою грамотность в норму и избавиться от страха и неуверенности перед написанием текстов.
Ближайшие курсы в СПб пройдут 18-27 августа. Запись по тел. +7-812-924-48-52