Зеленые проекты: возможности для развития, повышения конкурентоспособности, устойчивости бизнеса.
«Business Excellence», август 2024. Рубрика: Зеленые проекты.
Зеленые проекты: возможности для развития, повышения конкурентоспособности, устойчивости бизнеса
Напомним, что цикл статей «Зеленые проекты» посвящен 10‑летнему юбилею термина «наилучшие доступные технологии» (НДТ). Вместе с НДТ в 2024 году юбилей отмечает Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» — он был принят 31 декабря 2014 года.
Промышленная политика РФ — это комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала страны, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции. Но технологическое развитие и повышение конкурентоспособности российской промышленности не должно приводить к негативным социально-экологическим последствиям. При ограниченности природных ресурсов выполнить такое условие возможно только при применении системного подхода. Указанные обстоятельства и развитие НДТ послужили драйвером для формирования экологической промышленной политики — системы мер государственного регулирования, направленной на эколого-технологическую трансформацию российской экономики.
Промышленная политика. Цели и задачи финансовых мер государственной поддержки
Арина ВОЛОСАТОВА, заместитель директора ФГАУ «НИИ «ЦЭПП»
В современных экономических и политических условиях возрастает потребность в развитии отечественного производства, которое должно быть социально и экологически ответственным. Это требует значительных финансовых ресурсов и стимулирования собственников бизнеса. Поддержка промышленных предприятий страны становится одним из приоритетных направлений деятельности государства на пути к технологическому суверенитету.
Меры стимулирования в сфере промышленности
Стимулирование деятельности в сфере промышленности осуществляется путем предоставления ее субъектам финансовой, информационно-консультационной поддержки, поддержки осуществляемой ими научно-технической деятельности и инновационной деятельности, развития их кадрового потенциала, внешнеэкономической деятельности, предоставления государственных и муниципальных преференций и др. Промышленная политика предусматривает ряд финансовых и регуляторных инструментов, направленность которых может изменяться в зависимости от ситуации в мире.
Так, с 2020 г. введен национальный режим при осуществлении закупок, который с годами трансформировался в систему запретов и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, для целей закупок в интересах государственных и муниципальных нужд, а также для нужд обороны и безопасности страны. Акценты сделаны на продукцию, востребованную в рамках реализации национальных и федеральных проектов. Запретительные и ограничительные меры работают в связке с Постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 о подтверждении производства промышленной продукции на территории России, которым установлены требования к продукции для признания ее российской. На начальном этапе требования по локализации были направлены на защиту производителей от сборщиков. Сейчас внимание уделяется созданию устойчивых связей между производителями по направлениям компонентов, материалов, технологий и электроники. Помимо закупок, требования к отечественным товарам активно внедряются в финансовые инструменты, что обеспечивает расходование 20–25% средств бюджета на поддержку российских производителей.
Одна из первоочередных задач — это увеличение доли российской продукции на рынке средств производства: они должны предоставляться на переоснащение производства, строительство новых цехов, приобретение станков, техники, электроники и др.
В 2022 г. Россия столкнулась с ситуацией ограничения поставок сырья, материалов и комплектующих из-за введения санкций и ухода иностранных компаний. Для решения проблемы Минпромторгом России совместно с Агентством по технологическому развитию запущен механизм обратного инжиниринга. Он реализуется за счет поддержки проектов, предусматривающих разработку конструкторской документации на комплектующие изделия для отраслей промышленности путем предоставления грантов исполнителям. Софинансирование составляет не более 80% затрат.
Также Минпромторг России реализует меру поддержки обратного инжиниринга, направленную на создание центров инженерных разработок на базе образовательных организаций высшего образования и научных организаций (Постановление Правительства РФ от 19.03.2014 № 209), разрабатывающих комплекты конструкторской документации. В рамках предоставленных грантов осуществляется закупка передового оборудования и ПО. Среди тех, кто заинтересовался данной мерой, — более 15 ведущих российских вузов. Развертывание обратного инжиниринга на базе образовательных учреждений — важный шаг не только в целях возврата технологий, но и в подготовке кадров.
Суть механизма СПИКИ
Инвестор осуществляет производство конкурентоспособной на мировом уровне промышленной продукции с обязательствами по развитию и передаче в достаточном объеме новых технологических компетенций в обмен на стабильность условий ведения хозяйственной деятельности и предоставление от государства предусмотренных законодательством мер поддержки.
СПИК 1.0 — это создание либо модернизация и (или) освоение производства промышленной продукции с фокусом на привлечение инвестиций.
CПИК 2.0 — это разработка или внедрение современных технологий в целях серийного производства промышленной продукции.
Выбирая СПИК 1.0, инвестор получает доступ к упрощенной процедуре заключения контракта, гибкие условия, а также возможность заключить региональный СПИК. Но он должен обеспечить привлечение инвестиций в установленном нормативным правовым актом порядке (для федеральных СПИК) — 750 млн руб., при этом срок СПИК ограничен 10 годами.
СПИК 2.0 является соглашением между инвестором и государством, в котором фиксируются обязательства инвестора по реализации инвестпроекта по разработке и (или) внедрению технологии в целях освоения серийного производства конкурентоспособной на мировом уровне промышленной продукции на основе этой технологии. Выбирая СПИК 2.0, инвестор не связан необходимостью вносить минимально установленный объём инвестиций, имеет возможность стабилизировать условия на срок до 20 лет, но при этом обязан пройти более сложную процедуру, не имеет возможности сотрудничать только с регионом и в итоге обязан отчитаться и о выпуске продукции, и о внедрении технологии. (Постановление Правительства РФ от 16.07.2020 № 1048).
Общесистемные меры поддержки
Одной из системных мер поддержки отечественной промышленности является специальный инвестиционный контракт (СПИК).
В рамках СПИК предусмотрены:
1. Налоговые льготы
• федеральные: возможность снижения ставки налога на прибыль до 0% применяется либо ко всей налогооблагаемой базе — если доходы от реализации продукции в рамках СПИК не менее 90% всех доходов инвестора, либо к налоговой базе от деятельности в рамках СПИК — при условии ведения раздельного учета;
• региональные: льгота по налогу на транспорт, имущество;
• муниципальные: льгота по земельному налогу.
2. Субсидиарные меры
Особые условия доступа для получения субсидий держателям СПИК в соответствии с бюджетным законодательством (например, в рамках Постановлений Правительства РФ № 145, 146 от 10.02.2018).
3. Ускоренная и упрощенная процедура получения статуса «Сделано в России» возможна с даты заключения СПИК, при этом инвестор обязуется поэтапно выполнить технологические операции и требования, предусмотренные законодательством по локализации.
4. Ускоренная амортизация в отношении основных средств, произведенных в рамках СПИК. Инвестор, являющийся производителем амортизируемого основного средства в рамках СПИК, имеет право выдавать свидетельства покупателям своей продукции для применения ими ускоренной амортизации.
Распоряжением Правительства РФ от 28.11.2020 № 3143‑р утвержден перечень технологий, которые могут локализовать инвесторы в рамках формата СПИК 2.0. Сейчас он включает 838 позиций по разным отраслям промышленности, для каждой технологии установлен срок, по истечении которого она утрачивает актуальность.
В 2023 г. Минпромторгом России запущен новый механизм государственной поддержки — кластерная инвестплатформа (КИП). Она предполагает предоставление субсидий кредитующим организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, предоставленным промышленным предприятиям по льготной процентной ставке на цели реализации инвестпроектов, направленных на производство критической (приоритетной) продукции.
КИП направлена на стимулирование запуска инвестпроектов по производству приоритетной промышленной продукции в целях обеспечения технологического суверенитета. Исходя из этого, определены приоритеты по поддержке проектов в рамках КИП:
• направленность на достижение технологического суверенитета за счет создания на территории РФ производств импортозамещающей продукции;
• повышение уровня локализации промышленной продукции на территории РФ;
• влияние проекта на другие отрасли промышленности;
• наработка ранее отсутствовавших технологических компетенций при производстве приоритетной промышленной продукции или сохранение значимых для промышленности компетенций, по которым есть риск утраты.
Другим действенным инструментом поддержки промышленных предприятий является курируемый Минпромторгом России Фонд развития промышленности, предлагающий льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, импортозамещение, лизинг производственного оборудования, реализацию станкостроительных проектов, цифровизацию действующих производств и т. д.
Зеленое финансирование
Нельзя не упомянуть о важности проектов эколого-технологической модернизации с одновременным снижением негативного воздействия на окружающую среду (НВОС).
Стимулируя внедрение НДТ, Минпромторг России разработал Постановление Правительства РФ от 28.11.2020 № 541, в рамках которого предусмотрено возмещение части затрат на выплату купонного дохода по облигациям (60 или 90% от базового индикатора в зависимости от внедряемого оборудования), выпущенным в рамках реализации проектов по внедрению НДТ, а также на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, ВЭБ.РФ, а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами с участием РФ.
С учетом внимания к данной мере со стороны бизнес-сообщества по инициативе Минпромторга России в постановление внесены изменения, направленные на расширение условий предоставления субсидий при достижении технологических показателей НДТ, а также при условии снижения удельных выбросов парниковых газов и повышение ресурсной и энергетической эффективности производства.
Но всё ли так гладко, как кажется? Почему тогда на различных форумах нередко звучат слова промышленников о том, что меры поддержки зачастую оборачиваются тем бесплатным сыром, который кладут в мышеловку?
РЕМАРКА АДВОКАТОВ
***
РИА «Стандарты и качество» #СТандартыиКачество
По вопросам подписки обращайтесь по тел. +7 (495) 771-66-52, пишите на e-mail: podpiska@mirQ.ru или оставляйте заявку на нашем сайте https://ria-stk.ru/.
Присоединяйтесь к сообществам издательства «Стандарты и качество»:
Telegram: https://t.me/riastk, VK: https://vk.com/be_mag.