Найти тему
Тихий океан 1/72

Nakajima A6M2-N «Rufe» Водоплавающее недоразумение.

Оглавление

Уж сколько раз твердили миру… что гнусно и вредно делать глобальные выводы из локальных боевых успехов, особенно, когда имеешь дело с заведомо более слабым противником. А ведь именно это и произошло с Японской Морской Авиацией (IJN) в преддверии Второй Мировой. Под слабым противником понималась авиация Гоминьдановского Китая, с которым воевали с 1937 года, причем «блицкриг» плавно превратился в войну на истощение. А под одной из ошибок, ставших следствием полученного опыта – гидроистребители. В частности, герой статьи Nakajima A6M2-N «тип 2», в коде союзников «Rufe» (Руф).

«Магия попаданцев в действии». «Руф» 802-го корпуса с Соломоновых островов образца 1942 года подстрелил «коллегу по несчастью», Curtiss SC-1 «Seahawk» родом из 45-го. Зато красиво.

Вся история началось с гидросамолета, «ближнего разведчика», Nakajima E8N «тип 95» (в коде союзников «Dave» - отдельные экземпляры машины благополучно дожили аж до 1945 года). Компактный, относительно маневренный и скоростной (до 300 км/ч) поплавковый биплан, вооруженный турельным и всего одним курсовым пулеметом винтовочного калибра, по нужде использовали в качестве эрзац-истребителя, в том числе, для сопровождения более крупных собратьев, Kawanishi E7K. Реальные успехи размахом не блистали (известно про три сбитых истребителя и один бомбардировщик Vought V-65 «Corsair»), чего нельзя сказать о заявках пилотов. Например, пара потерянных 24 февраля 1938 года китайцами «Гладиаторов» у японцев превратилась в восемь «побед».

-2
Nakajima E8N2 1-го корпуса (1st Kokutai), приписанный к линкору «Нагато». Самолетики были полными «универсалами», используясь на тяжелых артиллерийских кораблях, гидроавианосцах-авиатендерах и в составе подразделений базового базирования. Применялись в качестве разведчиков-корректировщиков и самолетов ПЛО. Хотя бомбовая нагрузка составляла всего пару 60-кг бомб, машины в случае необходимости наносили бомбовые удары, в том числе и с пикирования. Ну и наш случай, истребители. Машина серийно выпускалась до 1940 года, причем получилась приличная серия в 755 машин.

Тем не менее, декларируемые успехи «водоплавающих истребителей» были найдены обнадеживающими и следующему «ближнему разведчику», тоже поплавковому «универсалу» Mitsubishi F1M2 «тип 0», принятому на вооружение в 1940 году, уже практически официально вменялось выполнение истребительных функций «защитника зоны высадки десанта», чем самолетики при случае и занимались, поддерживая многочисленные десантные операции начального периода Большой Войны. Японцы вероятно особых иллюзий не строили, понимая относительную ценность таких эрзац-истребителей, но на фоне зачастую дезорганизованного и сравнительно немногочисленного противника, кое-что получалось. Дело было даже не сказать, что в многочисленных известных жертвах «Зероканов» («Zerokan» - прозвище такое, выданное F1M). Доказанные победы на общем фоне погоды не делали: несколько «водоплавающих» (Do.24, Catalina, Fokker T.IV), немножко бомбардировщиков (минимум один Martin 139, «Доунтлесс», «Летающая крепость», В-17Е, сбитая тараном, ну и возможно несколько «Хадсонов») плюс пара истребителей (P-35 и «Харрикейн»), Важно было другое, а именно, сорванные атаки на свои плавсредства. А число набитых «фрагов», как и количество потерянных «Питов» («Pete» -кодовое имя, выданное союзниками) не имело решающего значения.

-3
Mitsubishi F1M2 приписанный к авиатендеру «Sanyo Maru» периода боев за Филиппины, начало 1942 года. Небольшой биплан, оснащенный двигателем Mitsubishi «Zuisei» (875 «лошадей»), отличался прекрасной маневренностью, нес пару курсовых пулеметов винтовочного калибра и разгонялся почти до 370 км/ч. Самолетик оказался настолько удачным и востребованным, что серийный выпуск достиг почти тысячи машин и закончился только в 1944 году.

Если резюмировать вышеизложенный поток сознания, то идея полноценного гидроистребителя, основанная на «Китайском опыте», материализовалась в виде «хотелок» Флота по спецификации 15-Shi еще осенью 1940 года. Бои конца 41-го – начала 42-го просто технично подтвердили правильность (вроде) выбранного направления.

Заказчик возжелал маневренность, сравнимую с недавно появившимся A6M2, при таком же вооружении (2 пулемета 7.7-мм и две пушки 20-мм) и скорости, приближавшейся к 500 км/ч. Да. И это у гидросамолета начала 40-х. Целевым предназначением новинки считалась защита свежезахваченных островных территорий, до постройки на оных наземных аэродромов под «человеческие» истребители. Рискованное предприятие поручили фирме Kawanishi, применившей в конструкции массу технических нововведений и тем самым … фактически зарубившей проект.

-4
Первый прототип Kawanishi N1K1, будущего бестолкового «Сильного ветра» (Kyofu). И ламинарный профиль крыла, и боевые закрылки, и убирающиеся в полете в крыло боковые поплавки (вскоре забросили это дело), и новый, мощный (плюс «сырой») двигатель MK4C «Kaisei», и соосные винты противоположного вращения (не довели редуктор и плюнули). Как тебе такое Илон Маск? В общем, испытания со скрипом начались только летом 1942 года, выход не серийное производство просматривался смутно и в дело вступил пресловутый фактор времени.

То, что технический прогресс несет Каваниши куда-то не туда и здесь нам кушать не дадут, стало ясно достаточно быстро и в начале 1941 года появился «план Б»: максимально быстрое создание гидроистребителя на основе серийного Mitsubishi A6M2 «Reisen» (он же «Зеро»). Дело поручили фирме Nakajima, осваивающей лицензионное производство A6M2 и дело пошло настолько споро, что первый прототип взлетел 8 декабря 1941 года. Спорости процесса способствовало и то, что проект вела бригада ген-конструктора Митаке Синобу (Mitake Shinobu), поднявшего на крыло ранее упоминавшийся гидросамолет E8N и его предшественника, E4N.

Конструктивно действо выглядело так: полученный Накадзимой поврежденный «Зеро» починили, прикрутили центральный поплавок он E8N, в котором разместили топливный бак объемом 320 литров и добавили маленький руль для маневрирования на воде, потом увеличили вертикальное оперение, опытным путем подобрали боковые поплавки. Вуаля.

-5
Nakajima A6M2-N корпуса Йокоcукa (Yokosuka Kokutai). Вероятно весна-красна 1942 года. Второй прототип и первые пять «Руфов» установочной партии поступили в Корпус для ознакомления и освоения уже в марте 1942 года. В подразделение поступали все флотские новинки – это вроде нашего НИИ ВВС по-японски. Основной цвет «детской неожиданности» - от лукавого, бывает и куда хуже.

На выходе получился истребитель, не сильно отличавшийся в худшую сторону по маневренности и скороподъемности от обычного «Зеро» и тяжелее последнего всего на 170 кг. Большого радиуса действия от него изначально никто и не требовал, а вот со скоростью не задалось, «максималка» не дотягивала до 440 км/ч (медленнее «Ишачка»). Машина, достаточно безболезненно пройдя испытания, была принята на вооружение в июле 1942 года как Nakajima A6M2-N «Suisen» «Тип 2». Серийное производство продолжалось в развалочку до сентября 43-го и составило всего-то чахлых 254 экземпляра.

Из-за короткого «жизненного цикла» машинку модернизацией почти не мучили. Только после испытаний марта 42-го года, когда стало ясно, что один из главных секретов используемых в конструкции «Зеро», алюминиевый сплав ESD фирмы Sumitomo, подвержен коррозии при контакте с соленой водой, некоторые детали планера (часть панелей крыла и различные крышки лючков) были заменены на дюралевые. А в 1943 усилили конструкцию, включая мотораму.

-6
Громкие и грозные названия упоминаемых далее частей (Kokutai, читай корпус), где служили «Руфики» не должны вводить в заблуждения. Никогда численность A6M2-N в «корпусах» толком не превышала обычной эскадрильи, остальной состав «водоплавающих корпусов» составляли разведчики, патрульные и так-себе-бомбардировщики (E7K, E13A, F1M, иногда и старенькие E8N). По численности все это воинство пособников Аквамена как правило не превышало размеры нашего полка. Машины перебрасывались на борту авиатендеров до района базирования. Спускались на воду (с катапульт «Руфы» запускаться не могли -не было конструктивной возможности), ну а дальше своим ходом, до какой-нибудь тихой лагуны. На фото самолеты, находящиеся на борту авиатендера «Камикава Мару» (11 A6M2-N и 2 F1M2) позднее сведенные в 11-ю группу гидросамолетов (11th Koku Sentai). На дворе август 1942 года, строящийся аэродром на Богом забытом острове Гуадалканал, который надо вроде защищать, уже захвачен противником.

Первым подразделением, использовавшим «Руфиков» в боевых условиях был Корпус Йокогама (Yokohama Kokutai), начавший в июне 1942 патрулировать окрестности Рабаула имея в штате восемь машин. Причем получилось весьма показательно. 10 июля была заявлена первая победа «водного Зеро»- сбитый B-24 (на самом деле поврежденный LB-30 домой вернулся), а 17 июля пришло время первой потери: огнем стрелков B-17 была сбита машина сержанта Татсуо Хори (Tatsuo Hori), пилот погиб. Из известных реальных успехов – только сбитая тараном 4 августа 42-го над своей базой, Тулаги, B-17E. Все пошло прахом 7 августа 1942, в день высадки янки на Гуадалканал, когда стоянку гидросамолетов у Танамбого посетили «Уайлдкеты» из эскадрильи VF-71 с авианосца «Уосп». Среди погибших «водоплавающих» были и все восемь имевшихся A6M2-N, застигнутых прямо на стоянке.

-7
С «базами гидроавиации» раз на раз не приходилось. Вверху, машины 802-го Корпуса на тогда еще спокойных (1942 год) Маршалловых островах. Внизу – «девятый вал» (постоянное местное явление) мочалит «водо-Зеро» на Алеутах.

«Второе дыхание» для «водоплавающих» пришло в том же августе 42-го, когда на остров Попоранг, что в группе Соломоновых островов, было переброшено 11 A6M2-N упоминавшейся 11-ой группы, в которой присутствовала вся актуальная номенклатура поплавкового бестиария японского флота (F1M, E13A и E7K). Гидросамолеты должны были поддерживать «обычную» авиацию флота в боях за Гуадалканал. С постройкой новой базы гидроавиции, машины перебросили в залив Реката, не важно где это (остров Санта-Изабель).

-8
В организации «водоплавающих частей» без бюрократической чехарды не обошлось (не иначе врагов хотели запутать). В сентябре 42-го оставшиеся «Руфы» 11-ой группы были переданы во вновь прибывшие подразделения 14-го Корпуса (14th Kokutai), который в ноябре того же года был переименован в 802-ой Корпус, занимавшийся посильной защитой базы Шортленд на Соломоновых островах. В марте 43-го остатки Корпуса были выведены обратно на Маршалловые острова, а поплавковые истребители из состава изъяты. Тут, по-хорошему, и сказочке конец. На фото как раз машина 802-го Корпуса с подвешенными 60-кг бомбами. Бомбовая подвеска использовалась при патрулировании: про ударные действия в Южных морях неизвестно.

«Руфы» преимущественно занимались прикрытием конвоев и по большей части безуспешными попытками перехвата одиночных разведчиков и мелких групп бомбардировщиков, в роли которых выступали не абы кто, а B-17 с B-24. Столкновения же с истребителями противника, которые постепенно стали обычным делом, заканчивались одинаково и плохо. Например, 14 сентября 42-го две группы «Руфов» были отправлены на разведку к Гуадалканалу. Идея оказалась так себе и домой не вернулись четыре A6M2-N, сбитых «Уайлдкетами» из VF-5. Следующее крупное «кровопускание» произошло 7 ноября 42-го: в боях с F4F было потеряно сразу шесть «Руфиков».

-9
Лидер номинации «самый известный Рафик»: Nakajima A6M2-N из состава 802-го корпуса, Шортленд, 1942-43 годы. Пилот: лейтенант Кейзо Ямазаки (Keizo Yamazaki). Что за три победы, когда одержаны – доподлинно неизвестно. На самом деле, поскольку бои в Южных морях носили групповой характер, с участием в том числе «обычных» Зеро, большинство известных побед сложно отнести на счет именно «водоплавающих» (а это минимум один B-24, пара B-17 и один F4F), разве что SBD сбитый 13 сентября 42-го.

Следующим ареалом обитания «поплавковых Зеро» был Голландская Ост-Индия, если конкретнее, остров Амбон, на котором с весны 1943 года базировалась эскадрилья 934-го Корпуса. Место, до поры до времени, было относительно спокойным, японцев периодически навещали американские и австралийские бомбардировщики, ну и дальние истребители RAAF, «Бофайтеры». В начале 44-го Корпус получил первые Kawanishi N1K1 «Kyofu» (в коде союзников – «Rex») , только для того, чтобы в марте 44-го быть расформированными как истребительное подразделение. Официальный счет гидроистребителей корпуса составил 29 воздушных побед при потере пяти пилотов. Известно, что противной стороной подтверждаются по одному «Хадсону» и «Бофайтеру» и возможно пара B-24 сбитых 10.01.44, хотя там есть и другие соискатели.

-10
Лидер номинации «самый красивый Рафик»: Машина из состава 934-го корпуса. Слева стоит пилот самолета, старшина Хиденори Матсунага (Hidenori Matsunaga), на счет которого записывают семь групповых побед. Насколько известно, Асов в привычном понимании (не менее пяти ЛИЧНЫХ побед) японская гидроавиация Истории не дала.

Совсем все плохо получилось у 902-го корпуса с базированием на Труке, которому был передана оставшаяся матчасть и личный состав потрепанного 802-го корпуса. Все пошло не так с самого начала. 4 ноября 43-го одиночный B-24, обстрелявший стоянку гидроистребителей с предельно малой высоты, повредил все семь имевшихся «Руфов». Самолеты починили, но только для того, чтобы потерять все до единого во время массированного налета американских «палубников» 17 февраля 1944 года.

-11
Лидер номинации Рафик-неудачник»: Машины из состава 902-го корпуса. Во время фатально февральского налета янки, все A6M2-N сумели взлететь. И зря… «Хеллкеты».

Дальше-меньше. Не видится особого смысла в рассмотрении едва ли не одиночных машин, находящихся в разное время на территории Метрополии и окрестностей в штате различных, учебных и вспомогательных Корпусов, таких как Амакуса, Касима, Отсу, Сасебо, Такума, Сакума (позднее это 453-й Корпус) ну и 901-й Корпус. «Руфы» там считались только условно истребителями, а в лучшем случае, патрульными самолетами. Поэтому переходим к «сладкому».

«Побочным продуктом» провальной Битвы за Мидуэй стало «ценное приобретение», захват японцами 8 июня 1942 года островов Кыска и Атту, на Севере, в архипелаге Алеутских островов. Рабочий аэродром там так и не достроили, соответственно за всех пришлось отдуваться гидроавиации. Первые «Руфики» в количестве шести тушек из Корпуса Токо были переброшены на «острова-нежданчики» в начале июля 42-го и 17 июля пришел первый успех, была сбита одиночная «Крепость», B-17E.

-12
Nakajima A6M2-N из состава корпуса Токо, Кыска, лето 1942 года. Вероятный лидер в номинации «Рафик-стойкий оловянный солдатик»: в тяжелейших условиях, за месяц, не было потеряно ни одной машины.

Вскоре прибыло пополнение в виде шести машин 5-го Корпус (5th Kokutai). 8 августа янки провели не сказать, что очень удачный артналет на Кыску силами крейсеров и эсминцев. Хотя огнем кораблей и был уничтожен на воде один «Руф», японцам удалось «ослепить» нападавших, сбив один и тяжело повредив второй корректировщик SOC «Seagull». Еще пара сочла за благо сбежать. 10 августа совместно с зенитчиками завалили B-24.
30 августа 42-го произошло непоправимое. Янки высадились на острове Адак и за 10 дней построили там ВПП, что позволило наладить постоянное сопровождение бомбардировщиков. Активность янки возросла многократно и к 15 сентября, после групповых боев с B-24, P-38 и P-39 остался только один исправный «Руф». 29 сентября «Руфы» сбили P-39 (кстати, везде по тексту речь о подтвержденных победах, а не заявках, с заявками у обеих сторон о-го-го). В ноябре 42-го 5-ый корпус «перенумеровали» в 452-ой (452th Kokutai – теперь дела однозначно должны были пойти на лад).

-13
Nakajima A6M2-N 5-го Корпуса, Кыска, осень 1942 года. Не от хорошей жизни японцы на Алеутах нередко использовали свои очень немногочисленные истребители для ударов по наземным-надводным целям (стандартная нагрузка - пара 60-кг бомб под крыльями).

Самый удачный для «Руфиков» бой произошел вероятно 30 декабря 42-го года, когда без потерь удалось сбить пару P-38, один B-25, а заодно и «Каталину», которая прилетела всех спасать. Не менее примечательным событием было то, что японцы занизили свои реальные успехи (на один «Лайтнинг»). Такому удручающему для американцев результату помогли погодные условия: из-за низкой облачности бой проходил на малых высотах, где «Лайтнинги», скажем так, не блеснули. Правда надо сказать, что главным противником янки были отнюдь не немногочисленные японские «водоплавающие», а погодные условия и огромные расстояния, которые приходилось преодолевать, чтобы добраться да японских коллег.

-14
Nakajima A6M2-N 452-го Корпуса на борту авиатендера «Камикава Мару». Едет на Алеуты. Хотя есть мнение, что фотография датируется поздним 1943 годом и едут на пока еще не наши Курилы. В упомянутом подразделении служил пилот, который вероятно ближе всего подошел к статусу «Ас»: старшина Гиити Сасаки (Gi-ichi Sasaki). Четыре личные и пять групповых побед, все на «Руфе», все на Алеутах. 19 февраля 43-го вылетел на разведку и не вернулся.

С вводом в феврале 43-го в строй нового аэродрома на острове Амчитка, который находился всего в 150 км от японцев и который последние пытались своими чахлыми силами безнадежно бомбить, янки технично реализовали подавляющее численное преимущество и 27 марта 43-го пилоты «водных Зеро» совершили последний вылет на Алеутах после чего персонал был эвакуирован подводными лодками. В интернетах пишут, что за время Алеутской компании было потеряно 46 A6M2-N, хотя по данным историка Ясухо Изава всего на Алеуты было доставлено 35 A6M2-N. Сути вещей это не меняет.

С июня 43-го истребители 452-го корпуса (12 «Руфов») снова геройствовали на Севере, на Шумшу (Курильские острова) и посильно отражали налеты американских бомбардировщиков совместно с другими армейскими и флотскими подразделениями. В том числе участвовали в катастрофическом для янки налете на Курилы 11 сентября 1943 года, когда было потеряно семь B-25 и пять B-24 (из них пара B-24 дотянула до района Петропавловска и была интернирована).

-15
Nakajima A6M2-N 452-го на Шумшу Курильского периода. 1943 год. Фотография, спасибо, что хоть такая, но злые языки говорят, что у кого-то из просвещенных есть куда более качественная.

Ну и говоря о «Руфе» никак нельзя обойти вниманием второго участника комедии положений под названием «Гидроистребитель». Итак, к весне 1943 года «долгострой» под маркировкой Kawanishi N1K1 «Kyofu» подошел к серийному производству. Соосных винтов конечно уже не было, поставили обычный. Машина взлетным весом 3.5 тонны (на тонну тяжелее «Руфа») с двигателем MK4E «Kaisei» в 1500 л.с. при сравнимой маневренности с A6M2-N и таком же вооружении имела неплохую скороподъемность (на 5000 метров забирался мене чем за 6 минут) и… унылую скорость в 480 км/ч. Зачем и кому понадобилось серийно выпускать самолет, у которого уже не было ниши для боевого применения неведомо (Восток…), но до марта 44-го было выпущено 89 тушек. Первые машины поступили в уже упомянутый 934-ый корпус.

-16
Kawanishi N1K1 «Kyofu» . Тактического номера не видно, но судя по антуражу и присутствию «Руфов», это 934-ый корпус в Ост-Индии. В этом подразделении и на таком аппарате летал унтер офицер Кийоми Катсуки (Kiyomi Katsuki), тот самый, который на Mitsubishi F1M2 тараном сбил B-17. Пилоту приписывают 8 побед (две на колесном истребителе в составе 381 Корпуса, одну на «Рексе» (N1K1), одну на A6M2-N на Курилах и целых четыре на F1M). Завистники считают, что официальных личных «гидро-побед» только три-четыре.

Ну а большинство «Рексов», иногда чуть ли не поштучно, расползлись по разнообразным частям в Метрополии. Самыми известными, насколько применимо в данном случае это определение, считались машины, приписанные к Корпусам Отсу и Сасебо и базировавшиеся на озере Бива недалеко от Киото. На большинство известных фотографий позируют машины именно этих подразделений.

-17
Kawanishi N1K1 «Kyofu» корпуса Отсу. Не ранее середины 1944 года. Вообще, за «Рексами» числится одна подтвержденная победа, зато какая! 7 июля 1945 года парой N1K1 неизвестного подразделения был сбит PB4Y-2 «Приватир» (BuNo 59538).

В общем, N1K1 был классическим «чемоданом без ручки», если бы не одно будущее «Но» под названием «Шиден». Но это совсем другая история…

В сухом остатке имеем мертворожденную идею, основанную на ограниченном и локальном опыте, повлекшую ненужное и расточительное расходование скудных ресурсов. Ни одна страна Мира не пошла таким путем (Curtiss SC-1 «Seahawk» это не истребитель) и серийно не выпускала «водоплавающие истребители», хотя эксперименты, как известно, проводились.

Плавно переходя к модельной части хотелось бы сделать несколько заявлений уточнений.

***Отсутствие, например у "водоплавающих", подтверждения противником побед не означает, что их не было: на большинстве описанных ТВД бои носили групповой характер, то есть, кроме «водных ястребков», в них принимали участие и «классические» истребители не только разных подразделений, но иногда и разных ведомств (IJN-IJAAF). То есть, однозначно отдать победу конкретному пилоту или даже подразделению зачастую невозможно. Никуда не делись и «потеряшки» - случаи, когда причина гибели ЛА союзников доподлинно неизвестна. Только по таким отслеживаемым типам, как B-17 и B-24, за войну на круг нашлось 110 случаев такого рода!
*** В разных англоязычных источниках многие важные параметры боев, даже хорошо известных, даже такие важные как даты и количественные показатели потерь, могут различаться. В данном случае, что нашел, о том и пою.

*** В китографии (рулады по моделькам) будут опущена часть ЛА, о которых шла речь в статье (Nakajima E8N и Mitsubishi F1M2). На будущее.

Итак, главный герой A6M2-N «Rufe»

LS-ARII-MicroAce

С рождения, 1968 года, модель прошла долгий путь. Рожденная фирмой LS, выпускалась ARII, ну а потом MicroAce. Хотя последнее известное издание было в 2020 году, периодически встречается то там, то сям (на барахолках например).

-18

Винтажная вещь, с подвижными рулевыми поверхностями на рояльных петлях, местами внутренней, а местами внешней расшивкой. В комплекте идет транспортная тележка.

-19

На выходе все это выглядит примерно так:

-20

Еще из незначительных минусов (сарказмъ) реальный масштаб, соответствующий 1/75.

Jo-Han

Раритет 1973 года издания. Если достанете, декаль наверняка будет убитая. Правда такие вещи покупают не для того, чтобы собирать.

-21

Ребята пошли своим путем и «члененка» позволяет собрать и A6M2 (дается вариант Сакае), и A6M2-N. К покраске предлагаются смешные цвета. Колористика «Руфов» вообще вещь веселая.

На выходе откровенно лучше чем у первого конкурсанта:

-22

FROG-Revell

Тоже раритет 1977 года. Ревеллом издавался до начала 80-х.

-23

Пластик узнаваем. "Индекс" на литниках тоже присутствует. ФРОГ, он и в Африке ФРОГ.

-24

На модель с некоторых ракурсов лучше смотреть с особой осторожностью, лучше в присутствии доброго товарища (коньяка).

-25

Вечер воспоминаний "Кому сильно за пятьдесят" закончен.

Hasegawa

На данный момент, единственный выбор редакционной коллегии канала (коту тоже понравилось).

-26

С 1994 по 2017 год переиздавался несчетное (на самом деле 12) раз. Из них пять раз в комплекте с кем-то (N1K1 или E13A), а пару раз – два «Руфа» в одной коробке. За время производства перебрали, наверное, все возможные и известные варианты. Модные веяния, вроде «фиолетовых Руфов», в наличии.

-27

Хасевские Зеро считаются достаточно точными и аккуратными моделями, а тут еще нет основного недостатка их обычных колесных модификаций: мелких до безобразия ниш шасси, за отсутствием таковых на прототипе.

-28

В комплекте, кроме транспортной тележки предусмотрительные японцы положили маленькую подставочку под заднюю часть центрального поплавка, иначе находясь на тележке, модель валится на хвост. Идея так себе (проверено).

У второго конкурсанта марафона, N1K1 «Kyofu», выбор в 1/72 отсутствует целиком и полностью, но сожаления никакого нет.

Итак, снова Hasegawa. Модель является почти ровесником выше описанному хасевскому «Руфу», соответственно качество исполнения такое же, то есть, очень даже достойное.

-29

Модель давалась в трех инкарнациях. Прототип с соосными винтами, т.н. «ранний» (early) с двумя общими выхлопными коллекторами двигателя и «поздний» (late) – по выхлопному патрубку на цилиндр. За этой троицей последовала модель с приложенной пластинкой имитации водной поверхности и три выпуска «две модели в одной коробке». А с 2015 года тишина.

-30

Кстати, проблем с устойчивостью на тачке-тележке у модели нет.

Собственно, всё. Отсебятина закончилась.

Всем добра.

Использована информация из открытых источников.