Сравнительно-историческое языкознание говорит нам о том, что языки имеют родственные связи, то есть у них может быть общий предок, так называемый праязык. Само появление данного направления языкознания относятся к 18-19 векам, когда европейцы накопили достаточный языковой эмпирический материал, путешествуя по миру и изучая языки туземцев. Интерес к выявлению родственных связей языков особенно проявился в связи с открытием санскрита и обнаружением того факта, что он схож с греческим, латынью и другими европейскими языками, что дало повод высказать предположение о том, что все указанные языки произошли от одного предка. Стоит заметить, что данное предположение было выдвинуто в условиях, когда сами индийцы казались европейцам отсталым и совершенно не похожим на них народом.
Итак, благодаря открытию санскрита широкой европейской публике научная мысль стала развиваться в направлении поиска связей между им и европейскими языками. Большой вклад в возникновение и развитие сравнительно-исторического языкознания внес Франц Бопп, который на большом исследовательском материале доказал родство многих языков и разработал основы типологической классификации языков. Основной задачей сравнительно-исторического языкознания он видел восстановление морфологической структуры праязыка, для чего, ему, прежде всего, необходимо было раскрыть тайну грамматических флексий. Кстати, обратите внимание, что Бопп изучает именно грамматические составляющие для доказательства родства языков, поскольку грамматика гораздо более устойчива в языке, нежели лексика; иными словами, язык может заимствовать слова из других языков, но применять будет по своим грамматическим правилам.
Прежде чем перейдем к тем выводам, к которым пришел Бопп, посмотрим на то, в каких условиях он работал. Франц Бопп приступает к систематическим лингвистическим исследованиям, начиная с 1809 года. В то время царит эпоха романтизма, когда исследователи прежде всего задавались вопросами о происхождении языка и культуры, основываясь на текстах классической античности, и применяя исторический подход к изучению языка. Тогда составляемые грамматики языков чаще всего носили нормативный или предписывающий, а не описывающий характер. В результате вариации языка ускользали от внимания исследователей. Стоит сказать, что синтаксис как часть языкознания фактически был выделен еще во 2 веке н.э., однако он практически не изучался до появления неограмматизма, направления, возникшего в конце 19 – начале 20 века. Следовательно, во времена жизни Боппа синтаксис мало изучался. В связи с этим следует принимать во внимание тот факт, что во времена Франца Боппа лингвистический анализ ограничивался изучением фонологии и морфологии и не охватывал разговорную часть языка, то есть основывался на изучении письменных текстов. Отметим также, что во времена Боппа еще не понималась разница между звуком и буквой.
Итак, Бопп хотел узнать законы исторического изменения языков, чтобы понять, как работает язык, и провести далее работу по установлению связей языков друг с другом. Поскольку в то время сравнительных грамматик не существовало, то лингвист, желающий узнать, как языки меняются со временем, должен был самостоятельно проследить развитие языков и провести их сравнение друг с другом. Кроме того, нужно учитывать, что тогда еще не были известны принципы изменения языков, их еще только предстояло вывести.
В настоящее время в лингвистике выдвинута теория грамматикализации, согласно которой существует процесс, при котором языковой знак постепенно получает все больше грамматических функций, что приводит к ограничению условий его использования говорящими (иными словами, знаменательное слово постепенно утрачивает свое семантическое значение, но взамен приобретает грамматическое). В результате грамматикализации грамматические правила языка приобретают все большую силу, которую становится сложнее игнорировать. В результате, однако, упрощается фонологическая и морфологическая составляющие языка.
Бопп уже догадывался о существовании грамматикализации (хотя само это понятие и возникнет позже) и показал различие между исходной грамматикой индоевропейского языка, за которую он принял грамматику санскрита, и грамматикой остальных индоевропейских языков. Он отмечает, что постепенно механизм, свойственный санскриту, разрушается и заменяется на другой. Переход от одного механизма к другому можно проследить. Так, Бопп считает, что значения современных слов ранее передавались целыми словосочетаниями, а сокращение объема высказываний произошло за счет того, что некоторые слова утратили свою самостоятельность и стали флексиями.
Так, Бопп указывает, что первоначально в языке существовало два вида корней: глагольные и местоименные. Из глагольных корней возникли глаголы и имена (существительные и прилагательные), а из именных – местоимения, союзы, предлоги и частицы. Все языки Бопп делит на три типа: языки без грамматики, корни которых не способны к объединению; языки, глагольные и местоименные корни которых способны к объединению; и языки, гласные в корнях которых изменяются, что и приводит к изменениям грамматических значений.
Корни индоевропейских языков способны к объединению. Праязык отражал логическую структуру мышления, представленную в виде: субъект (предмет) – связка (выполняет функцию соединения и выражения отношения субъекта к предикату) – предикат (качество). Бопп поставил перед собой задачу найти в глаголах признаки субъекта, связки и предиката, и указал, что существует только один настоящий глагол – «быть», а все остальные так называемые глаголы – это комбинации глагола «быть» с предикатом (корень глагола) и субъектом (флексии глагола). Анализируя глаголы современных языков, он находит в их структуре остаточные буквенные указания на глагол «быть». Находя признаки глагола «быть» в разных грамматических временах и наклонениях, он, однако, не мог объяснить, почему эта вставка позволяет передавать разные грамматические значения; также, иногда он не мог выделить в слове остаток глагола «быть».
Итак, Бопп разработал собственную теорию агглютинации, которая впоследствии была поддержана многими языковедами, согласно которой языки, постепенно развиваясь, перестают использовать некоторые слова по тому назначению, для которого они изначально создавались, и приобретают новые функции. Таким образом, изучение грамматики позволит узнать, как развивался язык и согласно каким законам происходило его развитие. Бопп смог выделить два типа законов: механический и физический. К механическому закону он отнес закон равновесия (он выделял сильные и слабые корни и флексии, следовательно за сильным корнем должна была следовать слабая флексия и наоборот); а к физическому – фонетические законы, которых, однако, практически не касался. Гипотеза Боппа до сих пор не доказана, но и не опровергнута.
Таким образом, вклад Боппа состоит в том, что:
- обосновал при помощи морфологии родство индоевропейских языков;
- доказал, что формы одного языка можно объяснять через формы другого языка.
Если вам интереснее читать подобные тексты по лингвистике в сжатом формате, то подписывайтесь на меня в группе в вк.