Найти тему
Сокол-корабль

Славяне поступили с ним, как с жертвенным животным

В сегодняшней статье речь пойдет о традиции славянских воинов после боя высаживать головы врагов на пики. Мы не будем касаться каким-то поздних явлений, вроде тех, когда русские партизаны обезглавливали французов во время Отечественной войны 1812 года, или события середины XIX века, когда чтобы держать в узде горцев генерал Фон Засс приказывал высаживать головы павших в бою черкесов на длинные копья. Нет, мы рассмотрим далекие, языческие времена.

Для этого обратимся к источникам иностранным – византийским и арабским и собственно русским.

Богатырский двор, окруженный усаженным головами тыном.
Богатырский двор, окруженный усаженным головами тыном.

У читателей сразу может возникнуть вопрос – какие такие русские источники могут повествовать о языческих временах, если до принятия христианства письменности не было?

Может, письменности и не было,
но говорить между собой славяне умели. А устную передачу знаний очень зря недооценивают – полные исторических и бытовых подробностей из жизни Древней Руси былины были записаны фольклористами в XIX веке. Сохранились ведь!

И некоторые мотивы и сюжеты, присутствующие в былинах отсылают нас в тёмную, архаическую-хтоническую глубь веков. Богатыри после победы над врагом любят немного «поизгаляться» над телом противника. Тело разрубается на части и раскидывается по всему чистому полю, а голову увозят с собой в качестве трофея — при чем сравнивают её с пивным котлом и предлагают использовать её именно в этом качестве. Навроде викингов или половцев, которые пили из черепов поверженных врагов.

Либо же просто насаживают голову врага на копье и выставляют на княжеском дворе\зеленом лугу\богатырской заставе.

Представили картинку? Вряд ли это какая-то поздняя выдумка, а живое устное свидетельство того, как на Руси поступали с врагами. Наша глубина веков.

Князь Святослав с головой врага. Именно дружинники Святослава попали в историческую хронику, обезглавив брата византийского императора.
Князь Святослав с головой врага. Именно дружинники Святослава попали в историческую хронику, обезглавив брата византийского императора.

И подтверждается она тем, что эта глубина веков была зафиксирована в исторических хрониках наших соседей – Византийской Империи.

Про обычай у русов выставлять головы врагов на пики пишет византийский хронист — Лев Диакон, который описывал события 959-976 годов. И об этом же сообщает житие Григория Амастридского, которое старше записей Льва Диакона почти на век.

В житии Григория Амастридского (датирующееся VIII веком), русов упрекают в любви к «древнему таврическому избиению чужеземцев». Вероятно, это обряд описанный ещё Геродотом, заключающийся в том, что головы принесенных в жертву пленников выставляют вокруг домов на длинных шестах. Хотя сцена, возникающая в голове от описания обряда, больше напоминает сказочный дом Бабы-Яги или двор Соловья-разбойника:

Как бы двор у Соловья был на семи верстах,
Как было около двора железной тын,
А на всякой тынинке по маковке —
Всё по той по голове богатырской.
(По сборнику Кирши Данилова)

Лев Диакон. Византийский историк и писатель. Именно он оставил нам описание князя Святослава и его славных подвигов в землях греков.
Лев Диакон. Византийский историк и писатель. Именно он оставил нам описание князя Святослава и его славных подвигов в землях греков.

А хронист Лев Диакон описывает гибель Иоанна Куркуаса — родственника императора Цимисхия, павшего от рук русов князя Святослава. Когда византийцы пытались выбить русскую дружину из болгарского города Доростола Куркуас командовал осадной техникой. Однако, русы сами вышли из города и атаковали машины. Из-за богатых доспехов русские решили, что перед ними сам император Византии — и изрубили его на куски, а голову подняли на копье. Дружинники радовались, веселились и кричали: «Мы поступили с владыкой ромеев, как с жертвенным животным!».

И это не попытка христианина-грека очернить язычников-русов, потому что про обезглавливание жертвенных животных пишет арабский путешественник Ибн Фадлан. Он лично присутствовал на жертвоприношении скота, которое русы устроили в честь своих богов. Тело животного рассекали, а головы вывешивали на кол рядом с оградой капища. И буквально тоже самое славянские ратники сделали с телом Куркуаса – рассекли тело и выставили голову на пику. Тоже самое богатыри делают в былинах со своими врагами.

Есть версия, что это связано с гипотетическим славянским мифом о том, что мир был создан из тела первосущества (сродни скандинавскому Имиру). Война – нарушение мирового порядка и чтобы восстановить мир враг являющийся причиной войны должен повторить судьбу первосущества и стать основой нового, обновленного мира. Такая сложная и одновременно очевидная, философская логика языческого сознания.

__________________________________________________________________________________________

Благодарю Вас за прочтение!

Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском (и не только) эпосе.

Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.