Найти в Дзене

Писательский труд: надо ли?

Реакция на редактирование или лит.разбор рукописи бывает разная. Ярко выделяются два типа: авторы-трудяги и уязвленные авторы. Почему такое обидное разделение? Сейчас расскажу.

Вот получает автор в ответ на свою рукопись рекомендации на 15 страницах о том, как ему переписать-дописать свой текст, чтобы это стало произведением. Автор-трудяга повздыхав, садится и начинает работать. Задает вопросы, уточняет моменты в процессе, говорим о психологических блоках, иными словами, работаем. Пропадает автор на год - трудится. А потом вдруг – его издали, он попал в лонг-шорт лист премии, его читают читатели и т.д.

Уязвленный же автор в писательстве видит свое предназначение, миссию, развитие своего я, самоутверждение, и если рукопись вдруг оказалась нехороша, воспринимает это, как удар по личности, а злодея-редактора, как человека, который по каким-то личным причинам решил оттоптаться на личности автора. И редактору уже прилетают не вопросы: а как вот эту вашу рекомендацию получше воплотить, а как вот это лучше сделать, - а всяческие обвинения в тупости и скудоумии, в стереотипности подхода, в узости мышления, и вот недавнее в копилочку – в том, что редактор – женщина, поэтому воспринимать отсутствие главного персонажа, как норму, она не способна.

В общем, что угодно, лишь бы не работать. Лишь бы защитить свое уязвленное эго. Посередине где-то авторы, которые тут подправили, там словечко заменили, вроде поработали. Отстояли и свое эго (я-автор, я лучше знаю), и поработать умудрились, вроде в дело вложились.

Только вот результаты получают авторы-трудяги. Я вижу их труд изнутри. Порой годами наблюдаю. Порой это совместная работа: сначала обсудили на консультации синопсис, разобрали, выстроили четко конфликты, героя, его путь и тд. Затем автор приносит первый черновик, снова разбираем, доделывайте-переделывайте. Потом приходит роман, редактируем. Кто-то на курсах дополнил знания о структуре, о приемах – снова садится за текст с новыми навыками. Вложений: денег, сил, времени, труда - кропотливого, упорного, настойчивого – много. При этом, я скажу прямо: необязательно все, кроме труда самого писателя. Остальное (курсы, работа с редактором и прочее веселье) – личный выбор каждого для стимуляции сознания, вдохновения, для получения отрезвляющих пинков в нужном направлении.

Но главное, я вижу, как много вкладывают авторы-трудяги в свое творчество: времени (месяцы,годы) и труда (переработка, прислушивание к своей интуиции - не нравится, значит, работаем дальше) Я вижу, как меняется текст, как автор открывает в себе свой собственный талант, как через «не могу» упорно пробивается. Может, есть какие-то удачные всплески – "о, повезло". Но куда чаще я наблюдаю адский труд, новые варианты текста, изучение новых приемов, работа над собой, личными загонами, которые мешают воспринимать текст, как дело, а не как продолжение «я» и всех сопутствующих ему проблем. Я вижу, как работают писатели: труд, труд, труд!

Меня восхищают авторы-трудяги. Во всех жанрах, в разных сферах - боллитре и на литпорталах. Очень уважаю и вдохновляюсь их ростом.

Редакторская роль во всем этом простая: редактор указывает на ошибки, объясняет, почему это ошибка и как ее исправить. Не сделает редактор из вас звезду, если нет хотя бы среднего таланта, если вы не прожили свой текст, если вы не воспользовались рекомендациями, если не работали с текстом в полную силу, если жалели себя, если тряслись над уже написанным – «о, это такие важные буквы, я в них время вложил». Всё в ваших руках. Можно вообще без редактора, можно вполне самим. Но рецепт остается тем же – труд, труд, труд. Да и тут важно сказать, речь идет не о написанных 100 000 авторских и десяти романах (хотя и это - нужные шаги). А речь идет о проработке хотя бы одного произведения до вменяемого результата. Еще раз: труд, труд, труд!

P.S. Я перечитала пост и думаю, что эти слова - это зыбь на воде. То, что я наблюдаю изнутри процесса - к сожалению, нельзя передать. Это всегда личные истории успеха, это какие-то отдельные, подробно рассказанные истории о долгом и утомительном пути каждого отдельного автора-трудяги. Надеюсь все же что вас пост вдохновит, а то вдруг вы устали, а результата нет, вдруг вы ленитесь, вдруг вы надеетесь на удачу, вдруг вы в тексте видите свое я, а не дело. Мало ли.

PP.S. До 15 августа все еще идет
розыгрыш книги для писателей "О чем кричит редактор"
___________________________
Анна Гутиева, писатель, лит.редактор, психолог
Книга для писателей "О чем кричит редактор" -
купить