Найти в Дзене
13-й пилот

Трудовая книжка офицера запаса-2007. Не помолодел. За работу. Дружи с начальством

Такие райские яблоки хотел завести и у себя. Коллаж автора.
Такие райские яблоки хотел завести и у себя. Коллаж автора.

Вернулся со встречи с молодостью вовсе не помолодевший. Вроде и приятно было встретиться с однокашниками, но дома появилось лёгкое ощущение зря потраченного времени. Даже неловко стало, как будто однокашникам вслух об этом признался. Может кто-то и помолодел из них, а меня не вдохновляет возврат в прошлое, не подпитывает ничуть. Не люблю оглядываться, жалеть, мне интересен сегодняшний день и тот, который наступит.
Прикопал в двух местах райские яблочки, привезённые с базы отдыха, приметил места колышками, теперь буду ждать весны и надеяться, что семена проклюнутся. А потом несколько лет буду ждать плодоношения. Теория говорит, что сортовые признаки редко повторяются в деревьях, выращенных из семечки, но вдруг… Вот и будут яблони с историей: как ездил на встречу, привёз семена, вырастил память о поездке на юбилей выпуска. Красота! Вот что меня подпитывает.
Если парни помолодели, я за них рад, а с меня не взыщите.

Окунулся в привычную работу, она мне скучать не даёт, подкидывая вопросы, лежащие за пределами моих повседневных обязанностей по контролю за выплатой пенсий и пособий в районе. Почта продолжала битву за собственность, муниципалы постепенно свыкались с мыслью, что придётся расстаться с помещениями и зданиями, которые связь занимала до разделения собственности в 1992 году. В области постоянно росло число положительных судебных решений в пользу почты по собственности. До нашего района очередь исков пока не дошла, рубка шла в городах, но я не упускал возможности довести судебную статистику подобного рода до районного руководства, а поводов для этого было достаточно. От регистрации зданий перешёл к регистрации земельных участков, попутно разыскивая исторический материал по бесхозяйным зданиям в наших архивах. Приходилось контактировать с чиновниками разного уровня, которые, я знал, доведут мой интерес до главного в районе. Капля камень точит.

Стало заметно, что почта потихоньку поднимается с колен. Почтовую машину новую нам дали. Зарплата почтовиков оставалась самой низкой в районе, но заметно улучшилось обеспечение работников. Почтальоны получили новые фирменные сумки, потом выдали теплую одежду на зиму. Постоянно придумываются какие-то стимулирующие доплаты почтальонам и операторам, а то и новая система оплаты труда. Стали вводить зарплатные банковские карты, что казалось мне несколько преждевременным в нашей глубинке. Только в двух станицах нашего района были офисы Сбербанка, в них же были и терминалы. В райцентре мне удалось без проблем уговорить работников написать заявления на переход на карту, а вот хуторские почтальоны, понятное дело, сопротивлялись. Но, как говорится, лиха беда начало. Всякую ерунду придумывали ретрограды про зарплатные карточки, но постепенно все страхи с обналичкой зарплаты в терминалах улетучились.

Ушёл из почты запах горячего сургуча, потому что перешли на свинцовые пломбы, они оказались удобнее. Правда, мне приходится периодически ковыряться в тяжёлых мешочках с новыми пломбами, распределяя их по отделениям связи в районе. Грязная работа.
Стали использовать для перевозки почтовых отправлений многоразовые пластиковые почтовые контейнеры, что хорошо повлияло на сохранность и удобство размещения грузов в почтовых машинах.
Областное управление выделило средства на проведение выделенных каналов связи для пунктов коллективного доступа в интернет, а они появились в большинстве ОПС нашего района. А совсем недавно была проблема с телефонизацией хуторских почт. Теперь она решена, интернет ушёл в глубинку, но клиентов не устраивает скорость интернета на почте. Поговаривают в верхах, что будут проводить на удалённые хутора спутниковый интернет. Уже верится.

На селекторном совещании с областным управлением сказали, что по итогам года сможем выйти на рентабельность 2,3%, если ещё поднажмём с подпиской периодической печати. Это достижение. Цифра, конечно, смешная для некоторых отраслей в нашем государстве, не будем на них показывать пальцем, но для федеральной почты — достижение. А подписку мы жмём и жмём, каждый год идёт повышение на 5%. Тут еще взялись на книги население подписывать. Книжного магазина в районе нет, капитализм съел. На еженедельный рынок привозят бульварную литературу и справочную по саду-огороду, кулинарии, домоводству, самолечению, а серьёзных книг там не найдёшь. Кто-то там отоваривается, если торгаши продолжают ездить. А на подписку население не раскрутишь, серьёзные серии в перечне, зато работников почты напрягают. Почтальона и оператора не прижмёшь, и так текучка кадров среди них большая, а вот начальников ОПС можно. Я тоже подписался на серию книг о художниках и картинах. Читать-то особо и некогда, но надо же, чтобы начальство отвязалось с этой подпиской. «Мы все подписались, а ты что — самый бедный? И зарплата больше всех на почте и пенсию получаешь, не жмись...» И на газеты подписываюсь — на обязаловку для жены, их тоже на работе «агитируют» подписываться на областные и районные издания, — и на книги. Душевное спокойствие надо оплачивать. Я его ценю больше всего, если можно купить, покупаю.

А с другой стороны в почтамте идёт экономия на чём можно и на чём нельзя. То смех, то грех выходит. Запретили нашим начальникам отделений связи звонить в почтамт, который в соседнем районе, только у меня есть такая привилегия. Смешно, объединиться объединились, но звонить в соседний район приходится через «8», а это совсем другие деньги за связь. Забавно, что электросвязь тоже структурно укрупнилась, но забыла убрать «8» внутри объединения. Доходы куют.
Теперь мне приходится анализировать счета отделений связи за телефон, вычислять нарушителей, которые пользовались межгородом в личных или служебных целях, собирать объяснительные и деньги, а потом отправлять счета в бухгалтерию почтамта вместе с деньгами и прочими бумагами. Впрочем, начальники ОПС быстро смирились с уходом халявы на междугородную связь, сотовая пришла на помощь. Хоть и за свои кровные поговоришь, но без всяких разборок. А то пиши объяснительную, потом заявление в бухгалтерию, чтобы денежки приняли, денежки вложи в конверт, да с бумажками почтой отправь ведущему специалисту. Тьфу, капитализм, чтоб его!..

Потихоньку переводят в почтамт и рабочие места из нашего района. Я — за централизацию, но когда-то же доберутся и до меня.
Забрали сначала кадровичку, а теперь - бухгалтера и весь архив бухгалтерии. Держится у нас товаровед, потому что с товаром слишком много заморочки. То не идёт, то срок выходит, то вернуть надо, то перебросить в свои ОПС или даже в другой район. Почтамт теперь жёстко взял в свои руки распределение товара, без разрешения никто не может вернуть товар или перебросить в ОПС внутри районов. Это правильно, анархии тут не место.
Инженер-электроник тоже прочно сидит, у него много местной разъездной работы по району. Кассовые терминалы поставили на каждом рабочем месте, у почтамта появилась возможность ежедневно анализировать движение денежных средств. Это достижение. Наши древние сети электросвязи в районе мешают перейти к отслеживанию финансовых потоков в режиме реального времени, а это мечта московских почтовых начальников. Одно плохо, - наши начальники ОПС боятся на кассовых терминалах работать, хоть и на учёбу ездили в учебный центр. А какая там учёба? Смех один! Только денежки эти центры хапают. Вот и мечется по району инженер-электроник доучивая наших работников работе на компьютере с почтовыми программами и устраняя сбои программ.

Звонит мне одна начальница почты. Она уже на пенсии, но работать надо. Держит снохе своё рабочее место до выхода той из декрета. Господи, ну зачем начальнице на старости лет это счастье — осваивать компьютер в таком возрасте? С огородом и коровой она и без него управляется. А у внуков такого добра ещё нет. К бабушке на почту ходят, к компьютеру присматриваются. Бабушка сама его боится и внукам не даёт к нему прикасаться.
- Анатолий Александрович, ну что делать? Не получается у меня двойной щелчок «мышью», хоть убей. Не могу в программу войти. Помогите.
Она же почти за пятьдесят километров сидит на другом конце провода. Как я ей помогу? А работница она хорошая, такими не разбрасываются. Обязательно надо бабушке помочь. Что же придумать? Осенило.
- Утюгом пользуешься?
- Ой, ну что вы спрашиваете? Причём здесь утюг?
- При том… Пробуешь подошву утюга, чтобы проверить степень нагревания?
- Конечно! Пробую. Говорите уже.
- А теперь представь, что кнопка «мышки» горячая, как утюг, а тебе непременно надо её нажать два раза. Не раз, а обязательно два раза подряд коснуться.
- Ага-а! Поняла.

Только положил трубку, взялся за свои бумаги, вник в расчёты, опять звонок. Мне часто звонят из отделений связи, про бабушку уже забыл, поднимаю трубку. В трубке крик:
- Получилось, ура-а! Спасибо!
- Пользуйся.

Вот что значит в деревне рабочее место начальника почты. Как свекровь ради снохи старается! На горячей «мышке» готова работать.

Но кое-что меня и напрягает в политике нашего областного управления почтовой связи. Заставляют дружить с главами районов и администрацией. Ввели для ведущих специалистов ежемесячный отчёт о работе и в нём есть раздел о взаимодействии с местным самоуправлением. Сколько раз был в администрации района, с какими вопросами обращался к главе, какие решения были вынесены по обращениям, сколько раз участвовал на планёрках и прочая белиберда. Пишу такой отчёт и чувствую себя Штирлицем в своём районе. В каких, интересно, органах работал наш начальник управления до прихода на почту? Специфический у него подход к работе на местах.

Я вовсе не против такой дружбы, понимаю, что она полезна. Дружить бы рад, прислуживаться тошно. Нашему главе, по моим ощущениям, почта до лампочки. Не помню ни одного раза, чтобы он поинтересовался почтовыми проблемами, а я у него регулярно бываю с изменениями режима работ ОПС, которые обязательно надо подписывать у него. Объяснил ему цель прихода и краткое содержание бумаги, которую надо подписать, он подмахнул три росписи и ауфвидерзейн, Толя. Может так и надо. Есть же и другие отрасли в районе, главная из которых — сельское хозяйство, а глава по образованию учёный-агроном. Даже мне, далёкому от сельского хозяйства, известно, что у главы там есть свой интерес, как бы он ни пытался его скрыть. А с почты что возьмёшь? Использованные свинцовые пломбы на отливку рыболовных грузил? Глава и не рыбак вовсе.
И слава Богу, что у главы нет интереса к почте! Хотел бы я на тебя, Толя, посмотреть, как бы ты ужом тут вился, исполняя хотелки начальства. Бр-р-р!

Не успели объявить о дате предстоящих в 2008 году выборах, как наше областное управление устроило селекторное совещание с руководством почтамтов, куда привлекли и ведущих специалистов. И давай жизни учить как местному самоуправлению хвосты заносить в предвыборный период. И с главами встретиться, и с председателями избирательных комиссий встретиться, и свои телефоны дать на всякий случай. Начальников ОПС проинструктировать и почтальонов взять под жёсткий контроль, чтобы агитматериалы не разносили и сами агитацией не занимались. Всякие услуги кандидатам только через управление или по согласованию с ним. Агитки кандидатов на почте не размещать. Самим из районов не отлучаться без разрешения глав района. Опа-на!
Короче, если понимать указания буквально, то надо держать нейтралитет, но из контекста выпирало другое: если администрация попросит за «своего» кандидата, то оказать всяческое содействие. Дружба!

Ну, не знаю... Из Каргина глава поселения почту выгоняет, я просил главу района помочь, а он лично в этом не захотел участвовать, отправил начальника отдела главу поселения урезонивать. Тот нас обоих послал куда подальше. Это дружба?
Согласен, частный случай. В других районах, возможно, иное отношение к почте. А нашей администрации не повезло, что завёлся на почте казачок, который не умеет дружить. Работать умеет, а дружить, увы… Ходит со всякими просьбами: то помещение почте отдайте, то почтальонов на школьных автобусах подвозите, то доплату из местного бюджета почтальонам придумайте, то бродячих собак приструните… Тьфу на такого друга!
Господи, Толя, ну и неприглядно ты выглядишь! Как с тобой дружить? У тебя же к администрации только меркантильные интересы! Не личные, почтовые. Во-во! Потому ты и не интересен администрации. Сам не гам и другим не дам.

После таких селекторных совещаний начинаю больше ценить своё подчинённое положение в почтамте. Могу всех посылать… к начальнику почтамта. Пусть принимает решение. Ей из другого района проще с нашими разговаривать, впрочем, она как раз умеет дружить. Женщина!
Да ну их всех!

Интересно, взойдут весной райские яблочки в моём саду? Переживём зиму, увидим.