2019, 2023. Китай.В ролях: У Цзин, Цюй Чусяо, Ли Гуанцзе, Ын Мань-Тат, Аркадий Шароградский, Энди Лау, Ву Цзин.
Время апокалипсиса: 2044-2158
Причина апокалипсиса: гибель Солнца
Масштаб апокалипсиса: Солнечная система
Китайцы, в отличие от других азиатских народов, долгое время игнорировали постапокалиптику. Фантастика в целом находилась в КНР под полуофициальным запретом. Во времена культурной революции китайские фантасты подвергались линчеванию и репрессиям. Кто-то успел сбежать в Гонконг и на Тайвань, кто-то нет, но в любом случае их произведения не могли быть экранизированы по политическим причинам.
В Китае вообще невозможно что-то снять и, тем более, выпустить на экраны без государственного вмешательства. Поэтому любителям кино пришлось ждать, пока один из великих кормчих не осознает, что кинематограф может стать инструментом борьбы с Западом, а сай-фай и постапокалиптика – жанры, которые ничуть не хуже других для этой цели.
«Блуждающая земля» появилась именно как оружие – дерзкий ответ голливудской киноиндустрии, мощная демонстрация независимости китайского кино от какого-либо влияния извне.
В этом контексте особенно иронично, что фильм не вышел в мировой прокат, но был куплен Netflix. Американская корпорация добавила хит китайского проката в свою фильмотеку именно из-за его культурной близости к мегаломанским блокбастерам Роланда Эммериха, не особо интеллектуальным, но невероятно зрелищным.
Впрочем, по уровню абсурдности исходного посыла фильмы китайского режиссера Франта Гво превосходят даже последний хит Эммериха про полую Луну. Падение Луны у Гво тоже случится, но на фоне других мегаапокалипсисов, которыми изобилует «Блуждающая земля», его можно и не заметить. Драматические катастрофы, мегавзрывы, 300-метровые цунами, солнечные вспышки, испепеляющие целые континенты, или ледяные бури, превращающие в лёд океаны – каждая сцена наполнена событиями такого масштаба.
«Блуждающая земля - 2» является приквелом «Блуждающей земли - 1», что несколько нетипично, поэтому логичнее рассказывать о сюжете в хронологическом порядке.
В 2044 году ученые пришли к выводу, что через сто лет Солнце превратится в красного карлика. Это не означает наступление ледникового периода и замерзание Земли. Напротив, Солнце многократно увеличится в размерах и поглотит Землю вместе со всей Солнечной системой.
Мнения о том, как действовать, разделились. 91% американцев считали, что не нужно ничего предпринимать: Солнце поглотит Землю через сто лет, так пусть это станет проблемой будущих поколений. Часть европейских ученых и общественных деятелей предлагали идеи цифрового бессмертия: перенесём наше сознание на цифровые носители, и когда наши тела сожжёт Солнце, мы сможем жить вечно в виде кода в виртуальном пространстве. Непонятно, как это будет работать при температуре в тысячу градусов, когда все цифровые носители расплавятся, но это не главное.
Самым мудрым оказалось предложение пожилого китайского ученого Джу Джеджи: покинуть Солнечную систему и отправиться к Альфа Центавра, где, по оценкам земных астрономов, находятся ближайшие пригодные для жизни планеты. Но сделать это не на космических кораблях, а на самой Земле. Соорудить десятки тысяч мощных двигателей, сдвинуть планету с орбиты, проложить курс на Альфа Центавра и отправиться в путь сквозь космос. По оценкам Джеджи, полет займет 2500 лет.
Идея Джеджи воплощается в первом фильме. Человечеству удалось построить двигатели, запустить их, сдвинуть Землю и отправиться в путь. Главной проблемой становится Юпитер, притяжение которого мешает продвижению Земли. Ценой огромных жертв и серии суперкатастроф Земля вырывается из объятий Юпитера в открытый космос.
Во второй части рассказывается о героических усилиях ученых, инженеров, пилотов и военных по реализации китайского плана, который в итоге приводит к столкновению с Юпитером. Поэтому сюрпризов от почти трехчасового действия ждать не стоит.
Создатели фильма сделали предсказуемость, а точнее предопределенность драматической интриги, фишкой. Перед каждым поворотом сюжета, новым конфликтом или усугублением существующего, на экране появляется титр: «До аварии на МКС три дня», «До происшествия на Луне два часа», «До ядерного армагеддона десять минут». Зрители не томятся в догадках, а четко знают, что произойдет дальше. Как говорил Джокер: «Никто не паникует, когда все идет по плану, даже если план чудовищен».
Чрезвычайные происшествия следуют одно за другим строго по расписанию. Это полностью убивает саспенс и лишает драму драматизма, но достоинства «Блуждающей земли» в другом.
Катаклизмы реализованы на высочайшем уровне. На мегавзрывы и крушения, суперцунами и метеоритные дожди потрачены огромные суммы юаней. И каждый из них зрители могут рассмотреть в мельчайших подробностях. Циклопическая, гаргантюанская, исполинская, эпохальная мощь буквально вдавливает в кресло, ошеломляет и потрясает величием. Она также указывает зрителям на их место в этом смертельном аттракционе: мы все – лишь песчинки в центре урагана. И только вместе, большим и сплоченным коллективом, мы можем подчинить себе ураган и заставить его работать.
Эту основную мысль, послание своего фильма Франт Гво и его сценаристы проговаривают максимально конкретно и буквально за пять минут до финала. Никаких сюрпризов, всё четко.
Так же четко, как по часам, «Блуждающая Земля» при бюджете в 50 миллионов долларов (или 344 431 793 CNY) заработала в мировом прокате 700 миллионов долларов (или 4 822 045 105 CNY). Вторая часть собрала чуть меньше – 605 миллионов, но всё равно окупила затраты в десять раз. Третья часть уже в работе, и следующие, вероятно, не за горами – за две с половиной тысячи лет многое может случиться.
Удачного просмотра!