Найти в Дзене
История транспорта

Когда был выполнен последний пассажирский рейс на Ту-124?

Самолёт Ту-124 в полёте. Авторство: Lars Söderström. CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=65958016
Самолёт Ту-124 в полёте. Авторство: Lars Söderström. CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=65958016

Полтора года назад я начал серию статей о последних пассажирских рейсах самолётов Аэрофлота советского периода. Сегодня речь пойдёт о Ту-124.

В Советском Союзе самолёты Ту-124 эксплуатировались в тринадцати авиаотрядах: 235-м, Вильнюсском, Внуковском, Волгоградском, Казанском, Куйбышевском, Минераловодском, Минском, Ленинградском, Таллинском, Тбилисском, Уфимском ОАО и в ТУ МВЛ. Уже в 1968 году, спустя всего пять лет, эксплуатация Ту-124 была прекращена в 235-м ОАО, во Внуково и на международных авиалиниях. В 1970 в Ленинграде, в 1972 в Уфе.

Серия авиационных происшествий с самолётом Ту-124 в 1965 – 1974 гг. закрепила за ним дурную славу не очень надёжного самолёта. Авиаотряды хотели поскорее заменить его на другие типы, а в Литве против Ту-124 выступил даже первый секретарь ЦК Компартии Литовской ССР Анастас Снечкус, который написал письмо в ЦК КПСС, в котором, в частности, говорилось:

«Катастрофа, случившаяся 16 декабря 1973 года, значительно сказалась на моральном состоянии Литовского управления гражданской авиации и жителей республики, падает доверие к качеству и надежности эксплуатируемого самолета. Недостаточно надежны двигатели этого самолета. С 1965 по 1973 год раньше установленных норм было снято около 200 двигателей. В этот период в в воздухе, во время выполнения полетов, двигатели останавливались 27 раз. Особенно много двигатели выходили из строя в последние три года».

28 марта 1974 года первый заместитель начальника Литовского управления Иван Нагорный написал письмо заместителю министра гражданской авиации СССР Юрию Мамсурову, в котором указал: «Единогласное мнение работников управления – необходимо все Ту-124 поменять на самолеты Ту-134А».

После этих происшествий отношение к самолёту со стороны руководства министерства гражданской авиации СССР изменилось. В своих публичных интервью Борис Павлович Бугаев несколько раз назвал Ту-124 устаревшим и неэкономичным. Более подробно о проблемах безопасности Ту-124 я писал здесь.

Начиная с середины семидесятых годов вывод Ту-124 и замена его на более современные типы – Ту-134 и Ту-154 стал происходить быстрее. В 1974 его сняли с пассажирских линий в Тбилиси, в 1975 в Курумоче, в 1976 в Волгограде, в 1977 в Вильнюсе, в 1978 – в Минеральных Водах, Минске и Таллине. Таким образом, к 1 января 1979 года в Аэрофлоте остался всего один отряд, в котором трудились Ту-124 – 261-й казанский ло.

Как и в случае с одесскими Ту-104, в Казань направляли Ту-124 со всего Советского Союза, на «добивание» ресурса, и к весне 1979 года их там скопилось 21 штука. Полное снятие типа должно было состояться в 1980 году, когда планировался ввод в эксплуатацию нового казанского аэропорта, способного принимать самолёты типа Ту-134 и Ту-154. Старый же казанский аэропорт, расположенный в центре города, обладал ВПП длиной 1800 метров, позволявшей принимать только Ту-124 и Ил-18.

Все планы изменила катастрофа Ту-124 СССР-45038 над Тамбовской областью 29 августа 1979 года, в которой погибло 63 человека. Причиной катастрофы стал самопроизвольный выпуск закрылков в посадочное положение на эшелоне 9000 метров, вследствие чего самолёт претерпел нагрузки, выходящие за предельные, и разрушился в воздухе.

После данного происшествия пассажирские перевозки на Ту-124 были запрещены. Новый казанский аэропорт в срочном порядке оборудовали для приёма и отправки рейсов, казанским авиаторам из Курумоча выделили несколько самолётов Ту-134. Последние рейсы Ту-124 с пассажирами в СССР состоялись из старого казанского аэропорта 15 сентября 1979 года.

Расписание движения пассажирских самолётов за 1979 год с правками, внесенными после катастрофы Ту-124 СССР-45038. Из моей личной коллекции
Расписание движения пассажирских самолётов за 1979 год с правками, внесенными после катастрофы Ту-124 СССР-45038. Из моей личной коллекции

При этом, так же, как и в случае с Ту-104, работа Ту-124 в подразделениях Министерства обороны и в так называемых «почтовых ящиках» продолжилась вплоть до 1986 года.

Кстати, о ведомственных Ту-124. Совсем недавно опубликована замечательная фотопрогулка по кабине Ту-124 в Ульяновском музее гражданской авиации на канале Vivan755 — авиация, ЖД, техника

Очень рекомендую.

Уважаемые подписчики и гости канала! Если вы недавно в моём блоге и вас интересуют другие статьи на тему истории отечественной и зарубежной авиации, то в этой подборке:

Авиация | История транспорта | Дзен

вы можете посмотреть более трёх сотен статей на данную тему.

Спасибо за внимание.