Найти тему
Александр Фёдоров

Канал и доки Петра Великого в Кронштадте. Часть 1-я. "Perficit parentis opus"

30 июля (10 августа по новому стилю) 1752 года в Кронштадте состоялось торжество всероссийского масштаба - открытие Кронштадтского канала и доков. Императрица Елизавета Петровна прибыла на остров Котлин ещё 27 июля из Петергофа на яхте "Транспорт принцесса Анна" с придворными в сопровождении целой флотилии яхт, корабельных ботов и шлюпок. Государыня остановилась во дворце в гавани и в тот же вечер, осмотрев модель канала, дала указание прибыть в Кронштадт их Императорским Высочествам великому князю Петру Фёдоровичу с великой княгиней Екатериной Алексеевной, членам правительствующего Сената, Синода, президентам коллегий, иностранным послам и министрам, а также "знатным обоиго пола особам."

Императрица Елизавета Петровна (1709-1762)
Императрица Елизавета Петровна (1709-1762)

Церемония пуска воды в док состоялась 30 июля. При первых шлюзовых воротах к тому времени были устроены две галереи для многочисленных почётных гостей и, в том числе, особое место для императрицы к которому был подведён специальный механизм с помощью которого государыня легким движением руки могла открыть шлюзовые ворота и пустить воду в док, который заполнялся в течение суток, а 1 августа в него был введен 114 пушечный (до другим данным 120-пушечный) корабль "Императрица Анна."

Так завершилось грандиозное строительство, продолжавшееся с перерывами более тридцати лет и начал функционировать самый большой в мире, на тот момент, сухой док:

"Оное важное строение представляет фигуру на подобие длиннаго креста, в котором позади трех пар шлюзов и одних шаддоров столько мест на штапели учреждено, что на оных поставить можно в зюйдской длинной части пять, а в трех кратчайших частях к тому-ж пять больших военных кораблей. Все оное здание имеет от устья канала до конца бассейна две версты пятьдесят сажень."

Канал и доки Петра Великого на плане Кронштадта 1780 года
Канал и доки Петра Великого на плане Кронштадта 1780 года

Но это было ещё не всё - до 12 кораблей можно было разместить для ремонта непосредственно в канале, так как он также мог функционировать, как док. Воду, правда, из него необходимо было бы выкачивать, в отличие от доковых камер за шлюзными воротами, откуда вода уходила самотеком и что вызывало у современников особое восхищение:

"Самая большая трудность была б при оном деле, чтоб такое множество воды из доков в короткое время вылить, и неимоверно б слышать было, что найдена такая машина или способ, через которой такой великой огромности воды <...> через 24 часа в доке ничего не останется; однако-ж оной порядок заподлинно в действии находится, ибо на конце канала глубокой бассейн вырыт, и каменною стеною одет в такой препорции и содержании, что в оной вся вышеозначенная вода, и еще половина против оной уместится и чрез одни сутки или прежде корабли в доках стоять сухи будут; а ежели б оную воду машинами выливать, то на то время не менее потребно было 2-х или 3-х месяцев, какова погода и ветер будет."

Грандиозное гидротехническое сооружение получило имя Петра Великого и в память об этом знаменательном событии была отчеканена памятная медаль с изображением профиля Елизаветы Петровны и гордой надписью на латыни "Perficit parentis opus" - "Завершила дело отца."

Медаль, выпущенная в память об открытии канала и доков Петра Великого в 1752 году
Медаль, выпущенная в память об открытии канала и доков Петра Великого в 1752 году

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...