Осенью 1717 года Пётр I вернулся в Санкт-Петербург из зарубежной поездки: в Европе он пробыл 1 год 8 месяцев. Во время столь продолжительного путешествия царь в первую очередь преследовал цели дипломатические, но не меньше времени чем переговорам, Пётр I уделял знакомству с новейшими достижениями европейских стран в различных областях.
Особый интерес русского монарха вызвал город Дюнкерк - французский форпост на берегу пролива Ла-Манш. В XVII веке городок был яблоком раздора между Францией, Англией, Испанией и Голландией и неоднократно переходил из рук в руки, пока в 1662 году не был продан английским королём Карлом II французам за 320 тысяч фунтов стерлингов. Сумма по тем временам огромная. Но французы не скупились, так как понимали его важность для обороны северного побережья Франции и со временем превратили Дюнкерк в мощную военно-морскую базу. В глубине порта был сооружен огромный бассейн вмещавший до 30 боевых кораблей. Уровень воды в нём во время отлива поддерживался за счёт системы шлюзов. Бассейн был соединен с морем каналом, прорытым через прибрежные отмели. Канал был огражден с двух сторон дамбами. Для защиты подступов к порту были построены шесть фортов.
Однако в апреле 1717 года, когда Пётр I приехал в город, крепость была в стадии разборки. Дело в том, что Англия очень опасалась, что Дюнкерк станет базой для вторжения на Британские острова и при первой же возможности потребовала её уничтожения. Произошло это в 1714 году - Франция проиграв Войну за испанское наследство в числе прочих уступок была обязана разрушить все укрепления Дюнкерка. Правда, работы продвигались медленно и к весне 1717 года ещё много чего сохранилось. Так, что у Петра I была возможность ознакомиться с фортами и портовыми постройками. Изучение фортификационных и судоремонтных сооружений царь продолжил и в другом французском порту - Кале.
Таким образом, по завершении зарубежного путешествия у Петра I явно было достаточно идей относительно строительства уже русского форпоста на Балтике - на острове Котлин. Здесь уже строились гавани для стоянки как военных, так и коммерческих судов, но планы Петра I были куда более масштабными. В рукописном отделе Библиотеки Академии наук хранится план с пометкой на французском языке «Plan de Cronstadt, dressé de la proper main du Pierre le Grand» («План Кронштадта, собственноручно рисованный Петром Великим»). Надпись явно более поздняя, но у историков есть все основания считать, что план этот действительно был сделан Петром I.
На нем хорошо видно, что по замыслу царя остров должны были пересекать судоходные каналы - в случае атаки неприятеля корабли могли уйти из гаваней вглубь Котлина. Планировалась и ремонтная база - один из каналов завершался бассейном с шестью доками, а гавани должны были защищать два форта и пушки установленные на их стенках.
Реализация этого грандиозного плана началась в 1719 году.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...