Интересно, для вас музеи это случайное место, привычный досуг, возможность приобщиться к новым сферам или, быть может, научная деятельность? Кто и зачем посещает музеи и какую роль для вас играют памятники, стоящие в городах?
В Москве такое большое количество домов-музеев, музеев-квартир, мемориальных зданий, что по ним одним можно изучать историю целой страны. О многих я уже рассказывал в своих заметках. Несколько ссылок приведу в конце, чтобы с самого начала не отвлекать от нынешней заметки.
К примеру, вчера я писал о мемориальном особняке, который все знают по имени всего лишь одного человека, что прожил в нем четыре года свой жизни. Но когда я заинтересовался более глубокой историей дома, то нашел рассказы об интереснейших судьбах еще нескольких его обитателей, про которых молчат экскурсоводы, водящие к этому дому. Да и в статьях на «Узнай Москву» или, прости Господи, Википедии, о них почти ни слова. Упомянут имена – и не более.
В один прекрасный момент мне стало интереснее читать о людях, что жили в этих домах, чем о самих зданиях и тонкостях работы строителей. Хотя и архитектурные детали, приемы и хитрости мне до сих пор очень интересны!
Но еще немного позднее начало все больше становиться любопытно: а кто еще жил здесь? Чьих имен нет на мемориальных досках?..
...Кому никогда не поставят памятника, но чья судьба может многому научить?
Возможно, для кого-то со временем стали менее привлекательны мои заметки, и это естественно и понятно. Мне же все чаще хочется отходить от привычных, проторенных маршрутов – и гуляя по переулкам и бульварам, исследуя районы-кварталы, и читая о москвичах – не только знаменитых, но и менее известных, чьи имена звучат как «проходные» в историях знаменитостей.
А еще все чаще начал размышлять о памятниках. И такое чувство, что иногда памятники ставят не тем, кого уважают и любят, а тем, о ком боятся, что их могут забыть.
Сегодня я не стану рассказывать о каком-либо отдельном здании, приберегу новую историю на завтра. Расскажу о другом. А вернее, поразмышляю – возможно, в немногих словах о многом. Если мои размышления покажутся непривычными, если окажетесь не согласны – буду рад услышать ваши дополнения.
Если честно, я по музеям хожу довольно редко и почти никогда не бываю на экскурсиях. Предпочитаю вникать в интересное самостоятельно, выискивать малоизвестные факты, сравнивать мнения. Пожалуй, люблю лишь картинные галереи. И сам с детства по-доброму завидовал тем, кто умеет рисовать, и живопись близка к моей профессии, многому может научить художника по свету.
Но музеи часто концентрируются на чем-то одном, а мне нравится гулять по спирали, из конца в конец, по диагонали и кругами, расширяя и сужая кольца. Да и памятникам я всегда предпочитал печатное или устное слово.
Но вот вчера я...
...Перечитывал книгу Иисуса Навина из Библии
Это история близкого ученика Моисея. Одного из двенадцати соглядатаев, которые ходили в землю Ханаанскую, и одного из всего лишь двух евреев, вышедших из Египта и дошедших до Земли Обетованной, тогда как другие остались в пустыне.
Когда же земля была завоевана и закончился её раздел между коленами сынов Авраама, Исаака и Иакова, два с половиной колена поселились по другую сторону реки Иордан от всех остальных. Почему – каждый может прочесть сам. Но что было потом?
Придя в окрестности Иордана, что в земле Ханаанской, сыны Рувимовы и сыны Гадовы и половина колена Манассиина соорудили там подле Иордана жертвенник, жертвенник большой по виду. И услышали сыны Израилевы, что говорят: вот, сыны Рувимовы и сыны Гадовы и половина колена Манассиина соорудили жертвенник на земле Ханаанской, в окрестностях Иордана, напротив сынов Израилевых. Когда услышали сие сыны Израилевы, то собралось все общество сынов Израилевых в Силом, чтоб идти против них войною. Впрочем сыны Израилевы прежде послали к сынам Рувимовым и к сынам Гадовым и к половине колена Манассиина в землю Галаадскую Финееса, сына Елеазара, священника, и с ним десять начальников, по начальнику поколения от всех колен Израилевых; каждый из них был начальником поколения в тысячах Израилевых. И пришли они к сынам Рувимовым и к сынам Гадовым и к половине колена Манассиина в землю Галаад и говорили им и сказали: так говорит все общество Господне: что это за преступление сделали вы пред Богом Израилевым, отступив ныне от Господа, соорудив себе жертвенник и восстав ныне против Господа?
…
Сыны Рувимовы и сыны Гадовы и половина колена Манассиина в ответ на сие говорили начальникам тысяч Израилевых: Бог богов Господь, Бог богов Господь, Он знает, и Израиль да знает! Если мы восстаем и отступаем от Господа, то да не пощадит нас Господь в сей день!
…
Поэтому мы сказали: соорудим себе жертвенник не для всесожжения и не для жертв, но чтобы он между нами и вами, между последующими родами нашими, был свидетелем, что мы можем служить Господу всесожжениями нашими и жертвами нашими и благодарениями нашими, и чтобы в последующее время не сказали ваши сыны сынам нашим: «нет вам части в Господе». Мы говорили: если скажут так нам и родам нашим в последующее время, то мы скажем: видите подобие жертвенника Господа, которое сделали отцы наши не для всесожжения и не для жертвы, но чтобы это было свидетелем между нами и вами. Да не будет этого, чтобы восстать нам против Господа и отступить ныне от Господа, и соорудить жертвенник для всесожжения и для приношения хлебного и для жертв, кроме жертвенника Господа Бога нашего, который пред скиниею Его.
(Иисус Навин 22:10-16,21-22,26-29)
У народа Божьего всегда был всего один жертвенник и один храм, одно место поклонения, что позднее упразднил Христос. И вот евреи практически в начале своей истории решили выстроить дополнительный. Хоть и не с практической целью, а в память и свидетельство грядущим поколениям. Чтобы народ помнил о своем единстве.
Правда, сменились поколения, и народ Израиля (который всегда являлся прообразом Церкви, да и всего мира) раскололся на два царства. Причем совсем не так, как того боялись сыны Рувима и Гада и Манассии.
И памятник в Галааде совсем не помог.
А не помог он потому, что люди начали утрачивать не мемориальные доски и монументы, а перестали учить своих детей. Передавать им себя, свое любимое и самое дорогое. И это не образование, естественные науки или движимое и недвижимое имущество.
В те времена перестали читать народу Закон и Пророков, объяснять заповеди и учить следовать им. Сегодня – обучать истории страны, города, известных граждан «не первого десятка» или даже простых людей. Создавать и хранить примеры для подражания.
Возможно, иначе и судьбы могли быть иными, и музеи, и памятники.
Или я не прав? Как вы думаете?
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.
Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал. Не забудьте рассказать об этой страничке вашим друзьям. Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и делиться ею друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!