Балы, шампанское, корнеты, юнкера.
И вместо мыслей умных - хруст французской булки...
Мы же можем отвязаться от традиции "урока литературы за девятый класс" и взглянуть на произведение под своим собственным углом, добавив туда еще больше постмодерна чем там есть (деконструкция совмещения лиц повествования Лермонтов-Максимыч-Печорин и пост-ирония однобокого описания персонажей не похожих на людей и эстетическое-через-отвратительное тут пояснять не нужно), а постмодерна там предостаточно, усилив фарс и иронию, сместив рамки времени. Ведь нам совсем не нужно выслуживаться перед учителем, повторяя шаблонные фразы. Нам нужно веселье...
<...> Итак, наш Герой. Релокант возвращается из Грузии в Россию, весело мчась через Большой Ларс на электросамокате. Кто же он? Давайте рассмотрим его поближе...
Когда-то мы сказали бы "романтик". Но сейчас, как и в остальных случаях характеристик, это слово значит очень мало для нашего поколения и требует перевода в контекст. Сейчас мы скажем Эмо - плаксивый латентный мужчинка в зауженных брючках в облипочку, с длинным чубчиком зачесанным набок. Пописывает стишки, вечно на всех обижен и никем не понят, страдает модной биполяркой, обожает латте без кофеина на соевом молоке и лавандовый раф.
"Его бы можно бы было бы назвать дворянином - он на все отвечает олрайт." Это из другой песни. Да и дворяне перевелись как-то. Опять нужно расшифровать. Дворянин = Мажор. Нигде не работает, потому что имеет по наследству от бабушки три квартиры в центре Москвы, а глупые людишки все равно отказываются признавать его интеллектуальное господство, что рождает в нем зависть и злобу по отношению к тем, кто по его мнению "не достиг того чего достиг он". Шовинист - считает, что он из иного материала, чем "остальной тёмный народ", голубая кровь, золотая кость, ведет свой род как минимум от самого Бога Солнца, все остальные люди для него грязь."
На пути он встречает некоего Макима Максимыча (Гумберта Гумберта?), с которым они продолжают свой путь через горы, постоянно агонизируя по части жителей Кавказа, которым по их мнению далеко до нью-йоркских хипстеров. От интоксикации ментальным ядом нас спасают виды природы - бриллианты Кавказских гор. Гумберт Максимыч, кстати, единственный человекоподобный персонаж нашего рассказа-путешествия, остальное общество представляет из себя сборище мелких плоских тварей, на вкус нашего мажора. Максим Гумбертыч травит байки про своего кореша, чувачка по имени Печорский. Печорский отшиблен на всю голову и чудит по полной. Максимыч рассказывает нам как Печорский занимается воровством разного масштаба - от оборудования до людей. Как он похищает дрон у местного Казбича, а потом похищает стримершу Бэллу, чтобы не платить за приваты и эксклюзивный контент. Между делом Гумберт передает коды доступа от ЖЖ Пичугина нашему главгеру. И тот начинает читать...
Первая запись Печального про Тамань. Он говорит, что "Тамань - крайняя точка России, потому что за ней начинается Крым", куда он боится ездить, чтобы не попасть в санкционный список своей любимой кофейни. Большая часть повествования неясна, потому что Печатский как будто находится под действием веществ. Но даже в таком состоянии он умудряется наехать на слепого мальчика и подраться с девчонкой в лодке. Очень странный блог, думает наш герой.
В следующих постах становится ясно, что Печенькин перебрался в Сочи и там ежедневно посещает рейвы и пьет энергетики стаканами со своим новым знакомым Грушиным. Попутно Печонкин мутит со всеми женщинами, которых встречает на своем пути и конечно (как написано в ЖЖ) ни одна не может перед ним устоять. Но есть одна цитата, наводящая Героя на некоторые сомнения. В своем дневнике Печенег пишет "...так и тело, теряя член - теряет и часть своей души..." После чего говорит нам, что не создан для женитьбы. Этот малозначительный факт понадобится нам для крутого сюжетного твиста в развязке. Попутно Печкин встречает свою бывшую, которая выскочила за папика. И знакомится с Мэри, которая говорит ему, что он её краш. Тусовки-тусовки-тусовки. Грушин тоже запал на Мэри и не может поделить ее с Печнинским. Поэтому забивает ему стрелу. Драться решают пьяными на скале, в лучших традициях Мортал Комбат. Печалькин убивает Грушина. Потом сливает компрометирующие фотки Мэри с одной из дискотек и валит из города.
В последнем посте своего блога Печонин рассказывает как помогает СОБР взять опасного вооруженного алкоголика голыми руками. После чего Печорсберг окончательно уверует в свое полное бессмертие и околобожественную суть. На этом ЖЖ Печтарского заканчивается, но не заканчивается наш роман...
Герой начинает что-то подозревать, чувствует что-то неладное, как-будто это он пережил все эти события. Заглядывает себе в штаны. Так и есть! Он и есть Печорскин. Все события восстанавливаются в его памяти. Он едущий из Грузии и Печорнов бегущий в Грузию - один и тот же человек в разных промежутках времени. Но тут в комнату входит некто. Достает ТТ и одним выстрелом вышибает мозг нашему Герою. Оказывается, что у Мэри есть брат по имени Мартынов, который читал ЖЖ и пришел отомстить за честь сестры.
Последняя реэкспозиция. Максим Максимыч жмет руку Мартынову и они расстаются. Оказывается, что Максимыч все это время был лечащим психиатром нашего Героя, который страдал множественными расстройствами личности. Он специально подкинул Герою его дневник, чтобы пробудить воспоминания одной из личностей. Он же скинул адрес Мартынову, чтобы тот избавил Героя от страдания "жизни и пребывания в столь гадком человеческом обществе". В последней сцене Максимыч, рассуждая сам с собой, говорит нам, что "жить и писать нужно так, чтобы тебя грохнули в двадцать пять, только тогда ты сможешь стать хоть каким-то примером для подражания детей, изучающих тебя и твоё героическое творчество в школе" <...>
Не подумайте, что издеваюсь или не уважаю Лермонтова. Просто переложил его роман в современную реальность и эстетику, не изменив ни сюжета, ни линий персонажей. У Лермонтова мне очень нравятся поэзия. Что касается его прозы, а именно "Времени нашего Героя", то тут у меня нет однозначного За или Против.
Начнем с того, что нравится. Мы изучаем этот роман в школе, потому что это "первый психологический роман в Русской Литературе". То есть тут нет морали и мифологии. И это конечно цепляет, напоминая экзистенциализм, который кстати, зародится только через семь лет после выхода Героя. Основные плюсы - нет определенного начала и нет концовки истории, нет никаких выводов из сюжета, каждый герой представляет отдельно прописанную линию поведения, переключение нарратива между персонажами автор-рассказчик-дневник, повествование движется во времени в прямом и обратном направлении. Нравится отсутствие "авторского языка" - написано просто-кратко-понятно, почти современно. Нравится "нарезка" мелкими яркими рассказами. Нравится как от полного отсутствия идеи мы приходим к ней в конце романа. Нравится, что автор не задает вопросов, не ставит ситуаций, а сам позволяет нам решать, что к чему в этом процессе. Многое можно было бы назвать характеристиками скорее постмодернистского романа, чем классического.
И что не нравится... Если сказать, "человеческое общество состоит из одних порочных уродов" - это психология и философия, то очень она странная эта "психология и философия". Нечеловечная или античеловечная. Но это см. контекст "дворянин", где шовинизм это контекст ненависти к самому себе. И что еще мог написать обиженный золотой мальчик двадцати пяти лет. Автор в предисловии сразу обозначает что мы все "глупцы", а он "солнца свет русской словесности". И еще пытается откреститься от реальности и от себя настоящего. Но понятно, что автор, что бы он не писал - пишет только о себе и своем субъективном мире; как бы не говорил о "иносказательной иносказательности" - говорит о том, что его окружает и о том, как он это понимает. Так что писал себя и людей вокруг. За что в награду и получил пулю от господина Мартынова, избавившего нас от такой чудесной правды о нас самих, а автора от ужасной жизни в таком презренном Мире. Да, вот настолько автор ценил себя рисуя Печориным и презирал остальных людей, среди которых нет ни одного человека. Чистая классическая поэзия мизантропа. Далее дело вкуса. Мне вообще не очень нравятся подобные романы и если бы это было современное (не школьное) произведение - я бы прошел мимо, не обращая внимания как и на многие другие. Для меня это критический очерк сомнительного содержания, как если бы я критиковал Тициана, просто говоря "плохо", и не утруждаясь описаниями что "плохо", почему, что "хорошо", и как сделать лучше на мой взгляд. Критикуя - предлагай! Не знаешь что предложить - не устраивай базарный хай! А эта беспросветность - "все так плохо и совсем нет никакого выхода" - на мой взгляд, признак недалекости и шатких психо-эмоциональных состояний автора.
Все зависит от вкуса, ума и от учителя. Я часто слышу как некоторые учителя восхваляют Героя наравне с "Островом Крымом" и "Детями Арбата". Я ставлю эти произведения на одну книжную полку, где писатель изобличает только себя и своё отношение к людям и обществу. Мне, как создателю, тренд презрения к месту в котором живешь и людям с которыми живешь не близок совсем. Но при этом я совсем не против критики. Только она должна быть несколько иной, эта критика - не такой размытой, более оптимистичной что ли. Как бы вам не показалось - если вам нравится считать себя порочными, ничтожными членами общества - автор данного эссе ни грамма не против, ведь возможно вы правы.
Я перечёл произведение (хотя были другие планы, но мне не жаль двух дней) из-за дискуссии о Тихом Доне. Кто-то в комментариях говорил что герои похожи как два Григория. Они кардинально из разного теста - произведения, герои и писатели. Даже не могу понять, что может быть похоже между светским трясущимся по балам чихуа-хуа Печорина и степным волком Мелехова. Фатализм? Мелехов идёт через огонь, который не он запалил, от которого он мог уйти, но не ушел; идёт не дрогнув; Печорин испытывает "прикольную светскую теорию" одного из внеочередных невменяемых персонажей. Для меня Печорин это скорее "геройский герой" Рыбакова по имени Сашка, который пьёт водку, танцует танцы, спит с кем подвернется случай и говорит, всё что приходит ему в голову, не задумываясь, что за слова и поступки придется нести ответственность. Здесь бы не было этого сравнения, если бы не поступило предложение его произвести.
Абсолютно заслуженным видится и то, что в отличие от других произведений, которые на нашей странице упоминаются, этот роман не включен ни в один читательский список, кроме школьной программы. Зато судя по всему очень востребован современными нашими литераторами, по интонациям о том что "общество порочно", "народ не тот", "автор отвергнутый гений", и проч "иносказательному языку критики современного социума". Мегаломания и звездная болезнь - по прежнему основные черты не всех членов общества, а избранных писателей его изобличающих и управляющих миром не выходя за пределы своей смирительной рубашки. В этом нет борьбы, нет движения, нет прогресса, нет сомнения, нет противопоставления. Это практически бессмысленно. Остается только сесть сложа руки и рассуждать о том, как же прав был автор насчет того, что все кругом непроходимые дураки. Главное ничего не делать, кроме пусто-порожних рассуждений и критики.