Всем привет, друзья!
С ЭТИМИ ИМЕНАМИ томичи-старожилы уже встречались. Три танкиста, три брата Винокуровых из старого сибирского города были известны во всей стране. О них писали в газетах, их фотографии хранили девушки.
В предвоенном 1938 году ушел в армию старший брат Винокуровых — Василий. Служил он шофером на Дальнем Востоке.
Однажды как-то разговорился в машине с заместителем командира по политчасти Малышевым, поведал ему о том, что собираются на воинскую службу младшие его братья — близнецы Иван и Николай.
Тот расспросил у него о братьях: кто они, где работают, как живут, дружат ли между собой.
— Иван работает слесарем, Николай — баянист в клубе. Мы везде были неразлучны, — ответил Василий.
Малышев задумался, а потом неожиданно спросил:
— А ты бы хотел, чтобы твои братья служили в нашей же части?
Что мог ответить Василий? Конечно, ему хотелось этого!
И вот рапорт с просьбой создать танковый экипаж братьев Винокуровых дошел сначала до командира — И. С. Конева, а потом и до наркома обороны К. Е. Ворошилова. Вскоре в Томск пришла телеграмма: «Ваша просьба удовлетворена....»
Томичи провожали Ивана и Николая. Прослезились перед отходом поезда отец, старый рабочий завода «Республика» Михаил Никифорович и мать Ульяна Александровна. Дали сыновьям наказ: служить Родине верно.
Несколько суток до далекой станции под Хабаровском промчались быстро.
А потом в Томск шли письма и телеграммы: «Сообщаем землякам, что весь курс боевой и политической подготовки прошли за укороченный срок — 4 месяца», «Получили машину», «Стали отличными водителями танка».
А за телеграммами и письмами с дальневосточных рубежей нашей Родины пришел и снимок боевого экипажа братьев Винокуровых (фото снизу).
В памятный воскресный день 22 июня 1941 года в воинской части, где служили братья, шел концерт артистов столичной эстрады. Только что выступила Клавдия Шульженко. Уже начался другой номер, как вдруг музыка смолкла — на сцену вышел политрук батальона. Он коротко сказал:
— Война. Объявляется боевая тревога.
Этой же ночью эшелон с танками двинулся на запад.
Снова замелькали знакомые места. Иркутск, Красноярск, станция Тайга... Отсюда поезд вез их на восток, теперь — везет их на запад.
Совсем недавно учились они водить танк, недавно, собравшись с друзьями в красном уголке, брали в руки баян и пели свою любимую:
«Три танкиста, три веселых друга —
Экипаж машины боевой...»
Теперь все это — уже прошлое. Баян все-таки взяли с собой.
В первые же дни войны братья получили письмо от отца:
«Дорогие сыновья Вася, Ваня и Коля! Вейте врага без промаха! Бейте так, чтобы ни одна пуля, ни один снаряд не прошли мимо».
И снаряды братьев-танкистов били точно в цель.
...В тот день станция Валдай семь раз переходила из рук в руки. Фашисты хотели во что бы то ни стало овладеть станцией.
Нужно было как можно ближе подойти к зданию вокзала, занятого гитлеровцами, и выбить их.
Один экипаж пробовал приблизиться — не получилось, сгорела машина. Другой — снаряды перебили гусеницу.
Тогда вышел вперед Василий Винокуров.
— Разрешите нам, товарищ лейтенант!
— Действуйте!
Василий намечает удар. Надо бить по шести простенкам между окнами. Танк ринулся в атаку. Немцы, видно, не ожидали такой смелости и не сразу открыли огонь. Это позволило танку прорваться ближе к вокзалу. Шесть выстрелов — все в цель. Здание рухнуло, похоронив под своими обломками сотню гитлеровцев.
Экипаж боевой машины братьев Винокуровых прошел немало фронтовых дорог. Он защищал подступы к Москве и Киеву, освобождал Полтаву и Харьков, Кременчуг и Кривой Рог, вел бой за каждую улицу, за каждый дом этих дорогих сердцу советского солдата русских и украинских городов.
В жарком бою между Ивантеевом и Пестовом погиб Николай. Василия и Ивана из горящего танка вытащили подоспевшие на помощь товарищи. Потом вытащили обгоревший баян...
Выйдя из госпиталя, Иван и Василий жестоко мстили за смерть брата. Горели вражеские «тигры» и «Фердинанды». За подвиги в боях храбрые танкисты были награждены орденами Красного Знамени.
За год до окончания войны, раненые, вернулись они в родную Сибирь. Сердца их долго еще были там, с боевыми товарищами. Братья не раз просили направить их на передовую, но врачи каждый раз накладывали свой запрет.
И тогда весь жар своих боевых сердец они отдали работе в тылу. Сначала работали в Кемерове, куда был послан их отец, потом после окончания войны, вернулись в родной Томск. Василий Михайлович поступил на электромеханический завод слесарем в штамповочный цех. Но тяжелая контузия заставила его через некоторое время уйти с завода. Тогда он перешел работать в горный техникум, стал мастером производственного обучения. За шесть лет он научил слесарному и токарному делу около 200 юношей.
Сейчас Василий Михайлович работает в фотографии № 11.
А Иван Михайлович, приехав в Томск, сразу поступил на завод резиновой обуви. Работал токарем в транспортном цехе, потом автослесарем. Иван Михайлович избирался в районный Совет депутатов трудящихся, был председателем цехового комитета профсоюза.
У каждого из них теперь свои семьи, свои заботы. Но часто они остаются вдвоем, чтобы посидеть над картой фронтовых дорог, вспомнить бои и походы (фото внизу).
А высвободится часок-другой для отдыха — можно и за город съездить на своей «Волге».
И как в далекие годы юности, звучат иногда на концерте художественной самодеятельности слова: «Выступает трио Винокуровых». И вновь со сцены льется знакомая мелодия песни:
«Три танкиста, три веселых друга —
Экипаж машины боевой...»
Исполняют ее Василий, Иван и Николай — сын Ивана Михайловича, названный так в честь брата.
Р. ГОРОДНЕВА (1965)
★ ★ ★
ПАМЯТЬ ЖИВА, ПОКА ПОМНЯТ ЖИВЫЕ...
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
★ ★ ★
Поддержать канал:
- кошелек ЮMoney: 410018900909230
- карта ЮMoney: 5599002037844364