Уже много десятилетий археологи спорят, чем являлись так называемые зольники (объекты, состоящие из скопления белого или серого пылевидного грунта, напоминающего золу или пепел, наполненные артефактами) — местами проведения ритуалов, свалками бытового мусора, местами складирования навоза, сена или дров.
Археологи Челябинского государственного университета поделились предварительными итогами исследований, в которых установили различия в использовании зольников при поселениях бронзового века в Южном Зауралье.
«Обычно зольники располагаются при поселениях и могут локализоваться как отдельно за поселением, так и в его различных частях — старых жилищах, отдельных ямах, между жилищами, — объясняет директор учебно-научного центра изучения проблем природы и человека ЧелГУ Елена Куприянова. — Проведённые почвоведами и палинологами анализы стратиграфии и гранулометрического состава почвенных образцов, состава археоботанических остатков, палинологический, микробиоморфный, почвенно-микробиологический анализы, оценка содержания биомаркеров, показали, что, в различные периоды зольники могли использоваться для разных целей».
Итоги междисциплинарных исследований образцов почвы выявили существенную разницу между зольником укреплённого поселения Степное и зольниками неукреплённых поселений Стрелецкое-1 и Черноречье 2.
Так, учёные выяснили, что на поселении Стрелецкое-1 в одних горизонтах доминируют растительные биомаркеры (но без признаков содержания навоза), в других к ним примешиваются животные (кератин, холестерин). Общий анализ ситуации показал, что, скорее всего, территории зольников являлись производственными площадками и «золистый» слой являлся результатом производственных и хозяйственных процессов.
Кроме того, на поселении Степное зольник расположен в максимальном отдалении от воды, а на двух других поселениях — у самой воды, следовательно, для деятельности, проходившей на Степном вода не была нужна, а для Стрелецкого-1 и Черноречья 2 — важна принципиально. Что же это были за процессы?
«Объединение результатов раскопок, анализ состава артефактов и естественнонаучные анализы установили, что территория у неукреплённых поселений использовалась, вероятно, для разделки туш животных и обработки материала для косторезного и кожевенного производства (шкуры, кость), — допускает Елена Куприянова. — Для этого было нужно много воды. Плюс там постоянно хранили большое количество растительной биомассы, вероятно, сено, необходимое для придомного содержания скота. Стойловое содержание части скота подтверждается археозоологическими исследованиями Алексея Рассадникова, установившего по костям из зольника Черноречья 2 характерные болезни конечностей, которые возникают при стойловом содержании коров и овец, а также факты остеофагии (поедание костей), что происходит при недостатке минералов в корме скота».
Также учёные отмечают, что на Степном иной состав костного материала и артефактов. Здесь выявлены следы металлургии и косторезного ремесла. Но и первое и второе носили «элитный» характер. Металлургия была привилегией жителей укреплённых поселений синташтинской культуры. Раскопки 2023—2024 гг. дали множество артефактов, относящихся к металлургии — фрагменты литейных форм, орудия для обработки металла, сопла и уникальную находку двух слитков металла (олово или свинец), являвшихся импортом с дальних территорий, необходимых для получения бронзовых сплавов. На Стрелецком-1 и Черноречье 2 следов металлургии не выявлено. Косторезы Степного, работавшие на зольнике, занимались в основном обработкой рога лося, из которого создавались статусные вещи, такие как псалии, кибити для луков, изделия со сложной и художественной резьбой. Для обработки рога и плавки металла не требуется много воды.
Таким образом, исследования подтвердили, что поселения так называемой «Страны городов» являлись своего рода «элитными» для бронзового века, а их мастера владели сложными технологиями, недоступными другим группам населения.
Установление роли трёх зольников как производственных площадок и мест хранения сена отчасти позволили разрешить загадку их происхождения и отвергнуть их роль «свалок». Тем не менее, как места проведения ритуалов зольники также использовались. Примером тому служат находки двух погребений бронзового века на зольнике Степного в 2023 г. Подробнее здесь.
Также интересные результаты дали исследования верхних слоёв зольника Стрелецкого-1, практически сенсационные. По предварительным данным, здесь обнаружены следы культурных злаков. Поисками следов земледелия в бронзовом веке Урала занимались многие исследователи, но фактов подтверждения этого до сих пор не было обнаружено. И вот на Стрелецком-1 найдены остатки злаков. Скорее всего, они относятся к самому концу позднего бронзового века (черкаскульская, саргаринско-алексеевская культуры). Пока не выявлено, выращивали жители поселения просо или завозили с других территорий, но сам факт обнаружения потенциальной возможности земледелия очевиден и уникален. Однако, для однозначных заключений необходимы повторные анализы.
Исследования под руководством директора учебно-научного центра изучения проблем природы и человека ЧелГУ Елены Куприяновой выполняются по гранту РНФ «Изучение последствий скотоводства около поселений синташтинско-аркаимского типа в Южном Зауралье: междисциплинарные исследования». Участники научного коллектива гранта: почвоведы Наталья Рябогина и Элеонора Трубицина (СО РАН, Тюмень), биолог Марина Соломонова (Алтайский государственный университет). Кроме того, к археологам и студентам историко-филологического факультета ЧелГУ на раскопках Степного присоединились школьники из археологического кружка «Формика».