Парламентская следственная комиссия намерена обратиться в прокуратуру, чтобы та оценила происходившее с проектом Rail Baltica во время его подготовки и, в частности, добавление к нему больших и дорогих "дополнений".
Вчера, 8 августа, комиссия провела очередное заседание. Депутаты задавали вопросы двум приглашенным - Агнису Дриксне и Янису Эйдуксу. Дриксна проработал в RB Rail 10 лет, в том числе последние почти 4 года - уже в качестве председателя правления RB Rail. Янис Эйдукс является главным техническим экспертом компании по созданию инфраструктуры Rail Baltica - SIA Eiropas dzelzceļa līnijas.
Латвия нашла деньги на Rail Baltica: переложила из кармана в карман >>
На заседании рассматривалось несколько документов, относящихся к строительству Rail Baltica. Это договор акционеров RB Rail, ратифицированная и поддержанная всеми министерствами сообщений стран Балтии контрактинг-схема и ратификация Сейма договора о строительстве Rail Baltica 2017 года.
"Решение Сейма основано на исследовательском документе 2011 года, в котором было указано, что трасса пройдет довольно прямо. Основная трасса с остановкой на Рижском железнодорожном вокзале в очень простом решении - без региональных станций, без Рижской петли, с затратами в 1,2 миллиарда евро. Это то, что Сейм ратифицировал", - напомнил глава парламентской следственной комиссии Андрис Кулбергс.
По его словам, несмотря на это, возникла ситуация, когда параллельно в кабинет министров поступил и был утвержден указ на 1,96 миллиарда.
"То есть эти 1,96 млрд - Рижская петля, которая появилась. В Сейме нет таких документов, где бы было видно, что Сейм делегировал это правительству", - утверждает Кулбергс.
Как выяснили депутаты, различные предложения по изменению в строительстве Rail Baltica поступали от министров, советников, предпринимателей, проектировщиков. И ни одно из них не оценивалось в плане затрат на их реализацию.
"Так что эти изменения-изменения-изменения привели к тому, что мы заказали "мерседес" с очень многими опциями. И не оценили, можем ли мы позволить себе такой "мерседес" купить и эксплуатировать. В распоряжении (подготовленном) для кабинета министров нет раздела о том, что это будет означать для бюджета, о влиянии на бюджет", - возмущается Кулбергс.
Дриксна заявил, что не знает, почему не были оценены изменившиеся затраты на проект.
"Я просто удивляюсь, как же тогда латвийское государство планировало свои бюджетные траты", - говорит член парламентской следственной комиссии Скайдрите Абрама.
Она подчеркнула, что комиссия в ходе расследования убедилась - в распоряжении кабинета министров от 2016 года не было обозначено, сколько будет стоить строительство железной дороги с Рижской петлей.
"Министерство финансов ничего не согласовывало, и это сюрприз", - констатирует Абрама.
Она предположила, что все действуют по принципу - мы по частям будем просить деньги у Еврокомиссии, и Еврокомиссия нам даст.
Латвия вкладывает миллиарды в скоростную дорогу между селами >>
Также депутаты интересовались, почему авторы проекта отказались от скоростного поезда (предельная скорость определена до 250 км/час). Дриксна заявил, что это нужно было сделать для того, чтобы по той же железной дороге ходили и грузовые поезда. Иначе пришлось бы строить дополнительные ветки, а это бы сделано проект просто фантастически дорогим и долгим.
По итогам заседания комиссия заявила, что обратится в прокуратуру - чтобы та оценила ситуацию.
"Я думаю, что виновные четко видны на документах. Кто-то готовил эти документы, кто-то принес. Кто-то их в кабинете министров утвердил, а значит, кто-то ввел в заблуждение Сейм. Прокуратуре надо оценить, как правительство могло принять решение - без делегирования со стороны Сейма - о включении Рижской петли в проект. Еще один существенный факт: нет никого, кто оценивал значение изменений в проекте", - заключил Кулбергс.
На следующее заседание следственная комиссия Сейма соберется через две недели.
Еще по теме:
Rail Baltica уже "горит", и 10 миллионов евро пожар не зальют >>
Мимо Риги, мимо Вильнюса: Rail Baltica основательно похудела >>