Найти тему
Sputnik Латвия

Все поверили инженерам? В Латвии ищут виновных в провале Rail Baltica

Оглавление
Никакой Rail Baltica в Латвии и не пахнет © Sputnik
Никакой Rail Baltica в Латвии и не пахнет © Sputnik

Сегодня в Сейме случилось первое открытое заседание парламентской следственной комиссии по изучению ситуации с проектом Rail Baltica. До этого депутаты в закрытом режиме заслушали представителей Госконтроля и Генпрокуратуры.

Участники расследования провала стройки века сегодня получили возможность задать вопросы тем, кто стоял у истоков реализации Rail Baltica и делал финансовую экспертизу. Перед депутатами предстали аудитор компании Ernst & Young Baltic и первый руководитель управляющей компании RB Rail Байбе Рубеса.

Рубеса сегодня держала ответ перед Сеймом за дела многолетней давности © Rail Baltica
Рубеса сегодня держала ответ перед Сеймом за дела многолетней давности © Rail Baltica

Депутаты в ходе заседания пытались узнать - как получилось, что в 2016 году общие расходы на реализацию проекта в Латвии оценили всего в 1,9 миллиарда евро, - учитывая и масштабность проекта, и неизбежную инфляцию в процессе строительства, который обещал быть долгим.

Расчеты сразу устарели

Выяснилось, что смета сначала базировалась на исследовании и расчетах, сделанных еще в 2012 году. То есть еще в 2015-2016 годах ответственные лица оперировали данными как минимум трехлетней давности, а заявленная сумма уже не отвечала реалиям тех лет.

Однако ни в ту пору, ни впоследствии политическое руководство даже не озаботилось финансовым вопросом и не стало бить тревогу из-за острого дефицита средств на реализацию проекта.

"Это же детский подход! Как такое возможно?!" - начал сокрушаться на заседании председатель парламентской следственной комиссии Андрис Кулбергс.

Наивные и доверчивые

Как выяснилось, в 2017 году Ernst & Young Baltic оценила затраты на Rail Baltica в 5,788 миллиарда евро - в пересчете на один километр трассы расходы были вдвое ниже, чем на аналогичные проекты в ЕС.

Представитель E&Y безапелляционно сообщил, что оценка затрат основывалась на информации, предоставленной инженерами.

"У нас не было задачи оценивать затраты или высказывать мнение о проделанной инженерами работе", - объяснил финансист.

По его словам, данные поступили от латвийского Минтранса.

Красивые картинки Rail Baltica с самого начала обсчитали неправильно © RB Rail
Красивые картинки Rail Baltica с самого начала обсчитали неправильно © RB Rail

Со своей стороны, Рубеса подтвердила, что задача оценить затраты не стояла и перед управляющей компанией.

"У нас не было ни компетенции, ни такой задачи. Когда анализ затрат и выгод был представлен, говорилось, что через 5 лет он должен быть проведен снова, так как проект будет более зрелым и затраты изменятся", - пояснила представитель RB Rail.

Ищут крайних

В Латвии до сих нет ясности в отношении модели дальнейшей реализации проекта Rail Baltica и источников финансирования. По данным последнего анализа, общие затраты по проекту в странах Балтии возросли до 23,8 млрд евро, тогда как в 2017 году они оценивались в 5,8 млрд евро.

Госпрокуратура Латвии 3 июня начала проверку действий должностных лиц, ответственных за строительство Rail Baltica. Предполагается, что они без согласования взяли на себя обязательства перед госбюджетом, заключая в рамках проекта договоры на строительные работы.

Параллельно Сейм решил создать парламентскую комиссию по расследованию ошибок, допущенных при реализации проекта.

Еще по теме:

Что показал рассекреченный отчет Rail Baltica по Латвии?

Мимо Риги, мимо Вильнюса: Rail Baltica основательно похудела

Почему ЕС больше не даст денег на "стройку века"