Сегодня в Сейме случилось первое открытое заседание парламентской следственной комиссии по изучению ситуации с проектом Rail Baltica. До этого депутаты в закрытом режиме заслушали представителей Госконтроля и Генпрокуратуры.
Участники расследования провала стройки века сегодня получили возможность задать вопросы тем, кто стоял у истоков реализации Rail Baltica и делал финансовую экспертизу. Перед депутатами предстали аудитор компании Ernst & Young Baltic и первый руководитель управляющей компании RB Rail Байбе Рубеса.
Депутаты в ходе заседания пытались узнать - как получилось, что в 2016 году общие расходы на реализацию проекта в Латвии оценили всего в 1,9 миллиарда евро, - учитывая и масштабность проекта, и неизбежную инфляцию в процессе строительства, который обещал быть долгим.
Расчеты сразу устарели
Выяснилось, что смета сначала базировалась на исследовании и расчетах, сделанных еще в 2012 году. То есть еще в 2015-2016 годах ответственные лица оперировали данными как минимум трехлетней давности, а заявленная сумма уже не отвечала реалиям тех лет.
Однако ни в ту пору, ни впоследствии политическое руководство даже не озаботилось финансовым вопросом и не стало бить тревогу из-за острого дефицита средств на реализацию проекта.
"Это же детский подход! Как такое возможно?!" - начал сокрушаться на заседании председатель парламентской следственной комиссии Андрис Кулбергс.
Наивные и доверчивые
Как выяснилось, в 2017 году Ernst & Young Baltic оценила затраты на Rail Baltica в 5,788 миллиарда евро - в пересчете на один километр трассы расходы были вдвое ниже, чем на аналогичные проекты в ЕС.
Представитель E&Y безапелляционно сообщил, что оценка затрат основывалась на информации, предоставленной инженерами.
"У нас не было задачи оценивать затраты или высказывать мнение о проделанной инженерами работе", - объяснил финансист.
По его словам, данные поступили от латвийского Минтранса.
Со своей стороны, Рубеса подтвердила, что задача оценить затраты не стояла и перед управляющей компанией.
"У нас не было ни компетенции, ни такой задачи. Когда анализ затрат и выгод был представлен, говорилось, что через 5 лет он должен быть проведен снова, так как проект будет более зрелым и затраты изменятся", - пояснила представитель RB Rail.
Ищут крайних
В Латвии до сих нет ясности в отношении модели дальнейшей реализации проекта Rail Baltica и источников финансирования. По данным последнего анализа, общие затраты по проекту в странах Балтии возросли до 23,8 млрд евро, тогда как в 2017 году они оценивались в 5,8 млрд евро.
Госпрокуратура Латвии 3 июня начала проверку действий должностных лиц, ответственных за строительство Rail Baltica. Предполагается, что они без согласования взяли на себя обязательства перед госбюджетом, заключая в рамках проекта договоры на строительные работы.
Параллельно Сейм решил создать парламентскую комиссию по расследованию ошибок, допущенных при реализации проекта.
Еще по теме:
Что показал рассекреченный отчет Rail Baltica по Латвии?
Мимо Риги, мимо Вильнюса: Rail Baltica основательно похудела
Почему ЕС больше не даст денег на "стройку века"