Найти в Дзене
Музей истории религии

Две судьбы одной книги. Первая искра ссоры (Часть II)

Продолжаем рассказ про книгу «Страдания и смерть нашего дорогого Спасителя и Господа Иисуса Христа, описанная в четырех Евангелиях» Иоганна Агриколы. В первой части мы обрисовали исторический контекст.

Первая искра будущей ссоры вспыхнула в 1526 году между Иоганном Агриколой и другим близким соратником Мартина Лютера – Филиппом Меланхтоном (16 февраля 1497 – 19 апреля 1560), занимавшим должность преподавателя в Виттенбергском университете.

Филипп Меланхтон. Литография из собрания Государственного музея истории религии
Филипп Меланхтон. Литография из собрания Государственного музея истории религии

В связи с активной реформой образовательной системы внутри университета планировалось учредить новую профессорскую должность на кафедре теологии. Агрикола, надеявшийся занять почетное и высокооплачиваемое место, в последний момент был вытеснен Меланхтоном, который ранее сам предлагал другу занять новую должность. Все дальнейшие попытки Филиппа Меланхтона примириться с Иоганном Агриколой оказались провальными и только ожесточали уязвленного товарища, который лишился не только места на кафедре, но и места в Айсленбенской латинской школе Святого Андрея, которое за время отсутствия Агриколы отдали другому учителю.

В школе. Иоганн Петер Хезенклевер. Из собрания Государственного музея истории религии
В школе. Иоганн Петер Хезенклевер. Из собрания Государственного музея истории религии

Согласно опубликованным данным переписки Меланхтона и Агриколы, Филипп не мог знать о назначении на место товарища другого педагога, иначе никогда бы не согласился преподавать в Виттенберге. Агрикола, однако, скептически относился к оправданиям друга. В редких письмах, приходивших от него Меланхтону, он жаловался на бедность и частые болезни детей.

Конфликт оказался роковым в судьбах реформаторов. Перед Агриколой встал нелегкий выбор: следуя сформированному учению Лютера о вышестоящих начальниках смириться с отказом, либо же открыто заявить о своем нежелании повиноваться старшим коллегам. Чаша весов склонилась в пользу второго варианта, фундаментом для чего по иронии судьбы послужила разрабатываемая в 1510-1520-х гг. доктрина Мартина Лютера о solo fide (лат. «только верой») – учение, согласно которому спасение человека не зависит от совершаемых им поступков и является милостью и даром Бога.

Триумф Лютера. Неизвестный гравер по рисунку Питера ван Лара, прозванного Бамбоччо (15991642). Германия. XVIII в. Бумага, офорт. Фрагмент цифровой копии из собрания Государственного музея истории религии
Триумф Лютера. Неизвестный гравер по рисунку Питера ван Лара, прозванного Бамбоччо (15991642). Германия. XVIII в. Бумага, офорт. Фрагмент цифровой копии из собрания Государственного музея истории религии

В октябре 1527 года Агрикола вступил в открытый конфликт с Филиппом Меланхтоном. Поводом для нападок стал опубликованный последним отчет о посещении церквей и школ Саксонии, известный под названием «Уроки для визитеров». В сочинении Меланхтон акцентировал внимание на проблеме легкомысленного отношения новых проповедников к библейским заповедям. Одним из призывов Меланхтона была проповедь покаяния в грехах. Он вслед за Мартином Лютером оставлял место закону (заповедям, данным людям богом), позволявшему христианам, с одной стороны, обнаружить и признать свою грешную природу, и, с другой, следуя повелительным заповедям, придерживаться нравственного идеала, угодного Господу. Человек, не способный осознать и признать вред, нанесенный первородным грехом своей душе, не мог рассчитывать на спасение и милость Бога. Агрикола выступил с контраргументами, обвинив друга в попытке восстановить католический взгляд на добрые дела в реформационной среде, с помощью которых верующие надеялись заслужить прощение и спасение. Закон, согласно идее Агриколы, возвращал человека в ветхозаветные времена – времена отчаяния и бессилия человека перед духовной гибелью. Единственным грехом после крестной жертвы Иисуса Христа стал отказ уверовать в Него как в Спасителя и Бога. В остальных делах христианин полностью освобождался от необходимости следовать данным людям заповедям. Убеждение Лютера о том, что только при сохранении закона, осуждающего человека, он в состоянии осознать собственную греховность, отвергалась молодым проповедником. С точки зрения Агриколы закон не играл никакой роли в покаянии, которое наступало после прихода к вере, и было вызвано любовью, а не страхом перед Богом.

Явление Бога народу Израилеву на горе Синай. Из собрания Государственного музея истории религии
Явление Бога народу Израилеву на горе Синай. Из собрания Государственного музея истории религии

С 26 по 28 ноября 1527 года в Торгау прошел открытый диспут между Меланхтоном и Агриколой, представивших свои аргументы на суд Мартина Лютера. Отец Реформации отметил ценность и справедливость рассуждений обоих участников дискуссии и на их основе сформулировал окончательное суждение о роли дел и веры в спасении души. Согласно ему, до покаяния человеком движет «общая» вера – fides generalis, доверие ко всему, что сказано в Священном Писании о Боге, Его атрибутах, сотворенном Им мире и духовном законе, которому человек обязан подчиняться. И лишь после искреннего покаяния и признания своей греховной природы человек становится носителем «особой», «живой» веры – fides specialis, под которой понимается индивидуальное упование верующего на спасительную жертву Христа, освобождающую человека от вины за неисполнение данного Богом закона, но которая сам закон не отменяет. В знак согласия с выдвинутым суждением Агрикола попросил Лютера от его имени написать тезисы, в которых подробно излагаются данные принципы. Именно в этой работе, в январе 1539 года опубликованной под названием «Против антиномистов», Мартин Лютер впервые употребил термин «антиномизм», «против закона».

Продолжение следует...