Рассеянность у детей – это состояние, при котором ребёнок не может сосредоточиться на задаче или действии. Он часто отвлекается, забывает о важных делах, теряет вещи. Это может быть вызвано различными причинами как психологического, так и неврологического характера.
Основные причины детской рассеянности при возрастной норме
Эти причины можно считать чисто психологическими. Ребенок соматически здоров, у педиатров и неврологов к его состоянию нет вопросов.
- Недостаток сна. Сон играет важную роль в развитии мозга ребёнка. Во время сна мозг обрабатывает полученную информацию, укрепляет имеющиеся связи между нейронами и формирует новые. Недостаток сна может привести к снижению концентрации внимания, ухудшению памяти и повышению уровня стресса.
К сожалению, недостаток сна наблюдается даже у некоторых детей дошкольного возраста. Особенно это заметно при проведении занятий в понедельник. Результаты тестирований, например, проводимые в эти дни, в моей практике всегда на порядок ниже.
- Стресс и тревога. Стресс может вызывать у ребёнка чувство беспокойства, страха и неуверенности. Это, в свою очередь, может привести к рассеянности, забывчивости и неспособности сосредоточиться. Причиной стресса могут быть различные факторы, такие как просмотр контента «не по возрасту», отношения с друзьями, семейные конфликты и т. д.
Например, в моей практике, мальчик 7-ми лет, начал испытывать трудности с концентрацией внимания после того, как его родители развелись. Как он сам отметил «Мне теперь нужно думать о том, что будет дальше». Те внутренние ресурсы, что ребенок теперь затрачивал на эту ситуацию, не позволяли ему сосредотачиваться на занятиях, текущей деятельности.
Мальчику удалось преодолеть свою тревогу и стать более собранным и внимательным после того, как родители вместе с ним составили планы на будущее. Пусть не совместные, а поочередные. Но ребенку это помогло снять тревогу по поводу того, что будет с ним и с родителями дальше.
- Необоснованные перегрузки. Представьте, что ребенок перед школой не только ходит в детский сад, но и посещает репетитора, а то и двух. А еще в его расписании сразу несколькими кружков и секций. До какого-то времени он все отлично успевает. Но вдруг все разом – воспитатели, репетиторы, тренеры стали жаловаться на его рассеянность.
Это результат переутомления и снижения концентрации внимания.
Стоит обсудить с ним его расписание и помочь ребенку расставить приоритеты, чтобы снизить нагрузку и улучшить успеваемость. А еще выделить время для отдыха, для спонтанных игр и «ничегонеделания» – важные моменты для перезагрузки мозга.
Неврологические причины детской рассеянности
Рассеянность у детей может быть так же вызвана различными факторами неврологического характера, такими как сенсорные расстройства, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) или минимальные мозговые дисфункции.
В психологическом плане, рассмотренном выше, достаточно удалить внешний фактор, эмоционально поддержать ребенка, наладить его режим и рассеянность уходит. При неврологических причинах для повышения концентрации внимания требуется медикаментозная и коррекционная помощь ребенку.
Часто рассеянность сопровождает
1. Сенсорные расстройства. Дети с сенсорными расстройствами могут испытывать трудности с обработкой информации от органов чувств, что может привести к рассеянности. Например, ребёнок с фонематическим нарушением слуха может не обращать внимания на слова родителей и педагогов, потому что он не слышит их чётко.
2. СДВГ. Дети с СДВГ часто испытывают трудности с концентрацией внимания, что также может проявляться в виде рассеянности. Они могут легко отвлекаться на внешние стимулы и быстро терять интерес к задаче.
Наиболее частые жалобы родителей и педагогов при этом:
- Трудности с концентрацией внимания. Ребёнок может легко отвлекаться на внешние раздражители и быстро теряет интерес к задаче.
- Забывчивость. Ребёнок часто забывает о своих обязанностях, обещаниях и даже важных событиях.
- Неорганизованность. Ребёнку трудно поддерживать порядок в своих вещах, он может постоянно терять или забывать свои вещи.
- Импульсивность. Ребёнок может действовать необдуманно, не учитывая последствия своих поступков.
- Неусидчивость. Ребёнку сложно долго сидеть на одном месте и выполнять монотонную работу.
- Чувствительность к стрессу. Рассеянность сильно усиливается в условиях стресса или давления.
3. Минимальные мозговые дисфункции: Это группа состояний, которые характеризуются лёгкими нарушениями функций мозга, такими как координация движений, сложности в запоминании и концентрации внимания. Эти нарушения могут вызывать рассеянность.
Чаще всего родители начинают замечать последствия ММД при поступлении ребенка в школу:
- трудности с координацией при письме возникают, из-за чего почерк становится неразборчивым;
- ребенку трудно регулярно делать домашние задания, он находит массу поводов, чтобы их отложить «на потом»;
- тяжело поддерживать разговоры со сверстниками, так как ребенок может не всегда улавливать изменения в эмоциональных настроениях собеседников;
- сложно организовать свои действия в бытовых делах. Например, приготовление простого завтрака может занять больше времени, чем ожидалось, так как ребенок забывает (точнее не считает необходимым четко помнить) алгоритм нужных шагов.
Рекомендации для родителей
Если вы заметили, что ваш ребёнок стал рассеянным и забывчивым, не стоит паниковать. Попробуйте сначала выяснить причину этого состояния. Возможно, вашему ребёнку просто нужно больше отдыхать, заниматься подвижными играми или получать больше положительных эмоций.
Если же причина более серьёзная, обратитесь за помощью к детскому психологу или неврологу. Они помогут вам разобраться в ситуации и дать рекомендации по преодолению детской рассеянности.