Всем привет, друзья!
После великой победы над фашизмом прошло уже много лет, но генерал-майор в отставке И. Г. Попов не мог забыть гвардии ефрейтора Николая Сосина — храброго автоматчика, прибывшего на фронт из села Больше-Дорохово Асиновского района.
МИНУВШАЯ война отличалась массовым героизмом.
Тогда говорили коротко и просто: подбил танк, уничтожил взвод противника, сбил самолёт, первым форсировал реку... Но, вы понимаете, в огромной массе бойцов и командиров находились такие, которые всегда чем-то выделялись, были смелыми из смелых. Об одном из них хочу рассказать.
Как-то я просматривал архивные бумаги военного времени и обнаружил такую запись:
«За последние дни неоднократно отличался автоматчик, гвардии ефрейтор Н. Ф. Сосин. Так, 3 апреля при овладении населённым пунктом противник оказывал упорное сопротивление. Продвижению наших войск особенно мешал пулемёт, располагавшийся в одном доме. Сосин подобрался к пулемёту и уничтожил его, тем самым обеспечил успех роте в захвате населённого пункта».
И вторая пометка:
«20 апреля он (Сосин) вместе со своим отделением пробрался в тыл к противнику, захватил высоту 484 и удерживал её до прихода подкрепления. Отразил три контратаки, разгромил больше взвода гитлеровцев».
Теперь вспоминаю подробности. Дивизия наша была укомплектована в основном сибиряками. Среди них был и Николай Сосин. Да, хорошая слава шла о нём в стрелковом полку. Не раз храброго воина-комсомольца ставили в пример другим бойцам.
Записи, которые я привёл, относятся к весне 1945 года. Война подходила к концу, но оружия гитлеровцы просто так не складывали. Сопротивлялись они ещё с большим отчаянием.
Это было на территории Австрии. Стояли солнечные апрельские дни. Уже было завершено окружение венской группировки противника. С ожесточёнными боями наша дивизия шла по предгорьям австрийских Альп, громила отступающих гитлеровцев. Враг всячески стремился вырваться из окружения. При отступлении немцы устраивали лесные завалы, минные поля. Все эти преграды прикрывались огнём пулемётчиков и автоматчиков, которые, как правило, залегали на скатах высот. Нашим частям приходилось высылать вперёд специальные отряды.
Один такой отряд составляла рота автоматчиков 331-го гвардейского стрелкового полка, в состав которой входило отделение гвардии ефрейтора Сосина. На подступах к населённому пункту рота завязала упорные бои. Прежде всего предстояло захватить высоту 484. Она была ключевой. Овладеть ею — значит, можно надеяться на то, что овладеем всей цепью высот.
Командир роты приказал отделению Сосина, используя промежутки в боевых порядках обороны противника, скрытно подойти к высоте, захватить её и закрепиться там. Вместе с бойцами Сосин замаскировался в кустарнике, в воронках от бомб и снарядов. Но немцы обнаружили их. Допустить потерю господствующей высоты немцы не могли, поэтому немедленно подтянули два взвода автоматчиков, примерно две артиллерийско-минометные батареи и перешли в контратаку. Сосин доложил об этом своему командиру. Командир ответил:
— Действуйте по обстановке.
Высоту необходимо удержать!
Немцы двигались на высоту.
— Подпустить противника на близкую дистанцию. Без команды не стрелять!
Приказ есть приказ. Его надо выполнять. Бойцы ждали молча. Нервы были напряжены до предела. Вот он, враг, совсем близко... Сосин дал сигнал, и все огневые средства отделения заработали. Пули ложились в самую гущу гитлеровцев. В их рядах началась паника. Группами и по одному немцы откатывались в укрытие. Усилился огонь артиллерии и миномётов противника по позиции отделения.
Обстановка усложнилась. Появились раненые. Замолчал пулемёт. Был тяжело ранен наводчик. Не раздумывая, за пулемёт лёг Сосин. Рядом с ним рвались вражеские мины и снаряды. Оставаться на старой позиции было опасно. Вместе с пулемётом он перебрался на новое место и приготовился к отражению очередной атаки.
Взвод немецких автоматчиков двигался прямо на него. В умелых руках бойца заработал пулемёт. За короткое время половина солдат противника полегла на землю. Открыли огонь вражеские миномёты. Но пулемёт работал чётко. Рядом дрались автоматчики отделения.
В это время с треском разорвалась мина. Сосина будто чем-то стукнуло по голове. Замолчал пулемёт. Всё стихло. Вроде прекратился бой. Но нет, бой продолжался. Понял Сосин: контузило. Николай напряг силы, подполз к пулемёту и с досады выругался: кончились боеприпасы. А гитлеровцы лезут, уже совсем рядом.
— Не выйдет, гады! Гвардейцы не сдаются!
В немцев полетели гранаты.
Ещё одна контратака отбита. Но надолго ли? Сосин глянул на часы. Ого, бой идёт уже пятый час. Удержимся ли?
В это время на флангах заработали пулемёты, открыла огонь артиллерия. На помощь роте автоматчиков пришёл батальон гвардии капитана Богомякова. Высота 484 была очищена. Наши войска пошли дальше.
Отличался Николай Фёдорович Сосин и в других боях. Весной сорок пятого года он получил орден Красной Звезды.
Я не знаю, как дальше сложилась судьба гвардейца Сосина, но чувствую и уверен, что он успешно завершил войну и благополучно вернулся в родное село. Знаете ведь, как говорят: смелого пуля боится, смелого штык не берёт.
И. ПОПОВ, генерал-майор в отставке (1968)
★ ★ ★
ПАМЯТЬ ЖИВА, ПОКА ПОМНЯТ ЖИВЫЕ...
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
★ ★ ★
Поддержать канал:
- кошелек ЮMoney: 410018900909230
- карта ЮMoney: 5599002037844364