Найти тему
Берлога книголюба

Говорящие фамилии в поэме Гоголя «Мертвые души»

Оглавление

Зачастую авторы используют символы и другие приемы, чтобы передать истинный смысл, вложенный в произведение. Одним из таких приемов является использование «говорящих фамилий».

В поэме «Мертвые души» Гоголь наделяет каждого помещика, которого встречает Чичиков, говорящей фамилией. Они помогают передать характер персонажа и психологическую глубину образов.

Манилов

Кадр из фильма «Мертвые души» 1984 года
Кадр из фильма «Мертвые души» 1984 года

Фамилия происходит от слов «манить», «манящий». Так и персонаж предан вечным мечтаниям, оторванным от реальности. Он мечтает вырыть подземный ход, построить каменный мост, однако никогда не сделает что-либо ради превращения мечты в реальность.

Манилов ленив и бесконечно скучен. Живя в своих мечтах, он теряет связь с реальностью и сам становится «мертвой душой».

Коробочка

Кадр из фильма «Мертвые души» 1984 года
Кадр из фильма «Мертвые души» 1984 года

Фамилия этой помещицы ассоциируется с хозяйством, практическими вещами. Героиня крайне жадная и скупая, и, действительно, занимается ведением хозяйства и продажей товаров. От её любви к складыванию вещей в комод и происходит говорящая фамилия «Коробочка».

Собакевич

Кадр из фильма «Мертвые души» 1984 года
Кадр из фильма «Мертвые души» 1984 года

Фамилия была выбрана Гоголем в связи с животным нутром персонажа. Помещик всячески старается удовлетворить свои животные инстинкты, среди которых насыщение желудка.

Все предметы в его доме большие по размерам, еда подается большими порциями. Таким образом Гоголь указывает на то, что заполненный желудок для персонажа важнее, чем наполнение души.

Ноздрев

Кадр из фильма «Мертвые души» 1984 года
Кадр из фильма «Мертвые души» 1984 года

В этом случае фамилия персонажа подается в переносном смысле. Помещик груб, любит пьянствовать и играть в карты, и постоянно врет. Гоголь называет своего персонажа «историческим», в связи с его особенностью попадать в вечные истории.

Плюшкин

Кадр из фильма «Мертвые души» 1984 года
Кадр из фильма «Мертвые души» 1984 года

Как и в случае с Ноздревым, фамилия этого помещика также передана в переносном смысле. Как будто бы персонаж должен быть ярким, как плюшка, но на деле оказывается сухим и черствым.

Персонаж является символом «очерствения» человеческой души, подверженной скупости. Более ярким образ делает окружение Плюшкина: хлеб в кладовых гниет, ворота и ограда покрыты плесенью, а крыша прохудилась.

Таким образом, Гоголь умело использует «говорящие» фамилии для того, чтобы передать образ помещиков, высмеять их и показать истинную личность.