История хранит множество тайн как о не признанных героях, так и о предателях, следы которых затерялись в череде бесконечных событий под названием «жизнь». Среди последних встречаются люди, мечтающие не просто переписать свою тёмную биографию, но и имеющие смелость претендовать на награды и ордена, права на которые у них, по факту, нет.
На канале «Хроники советской эпохи» уже поднималась тема такого предателя. Его имя — Сергей Маслов, разоблачённый в обмане только в 2011 году.
«Героем» этой статьи станет Григорий Никитович Васюра. Находясь на этапе исполнения судебного приговора, он наверняка проклинал себя за то, что вообще «заварил всю эту кашу». А ведь мог спокойно дожить свою жизнь до конца. Правду говорят: «Наказание найдёт своего героя».
Клубок событий начал распутываться спустя 40 лет после окончания Великой Отечественной войны. В 1985 году советское правительство решило наградить ветеранов, защищавших Родину, орденом Отечественной войны.
Среди списков на получение ордена оказался Григорий Никитич Васюра, директор совхоза из села Великая Дымерка Киевской области. На первый взгляд он ничем не выделялся среди других ветеранов: член коммунистической партии, обладатель удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, на своей должности добился высоких показателей. И всё же прошлое старика заинтересовало сотрудников КГБ. В архивах нашли множество несостыковок, а в период с 1941 по 1955 год его биография представляла собой сплошное «белое пятно».
В 1941 году Васюра поступил на службу в Красную армию в должности старшего лейтенанта как связист. В первый месяц войны в Прибалтике он сразу сдался в плен. По собственному желанию заключил сотрудничество с немцами и поступил в школу пропагандистов. В 1942 году был отправлен на службу в 118-й батальон шуцманшафта и стал начальником штаба. Батальон провёл десятки карательных операций. Конец войны Васюра встретил во Франции. В составе немецких частей он был переброшен для борьбы с партизанами, и на месте сдался в плен советским солдатам.
Но это было доказано намного позже, спустя 40 лет после окончания войны.
На следствии Васюра избегал конкретных показаний и больше жаловался на свою сложную судьбу. И всё же суд вынес ему приговор: 25 лет лишения свободы за сотрудничество с немцами. Из положенного срока он отсидел только три года. На тот момент в верхах власти «разгонялась волна» разоблачений культа личности Сталина, и Васюра попал под приказ об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период войны. Суд, основываясь на недостаточности доказательств и ложных показаниях самого Васюры, вынес оправдательный вердикт. Мужчину освободили.
Выйдя на свободу, Григорий Васюра обосновался в селе Великая Дымерка и смог занять должность директора по хозяйственной части Великодымерского совхоза. Среди рабочих он прославился непростым характером, при случае мог и треснуть. Но такие замашки списывались на необходимость поддержания порядка в коллективе.
На работе он сумел добиться высоких показателей, неоднократно поощрялся, имел государственные награды и даже медаль «Ветеран труда». История умалчивает, каким-то способом он смог оформить удостоверение участника войны. В селе жил в большом доме, женился, в его семье родились две девочки, впоследствии ставшие учительницами.
Налево и направо Григорий Васюра рассказывал своим односельчанам о несправедливом наказании и тюремном заключении, последовавших после освобождения из немецкого плена. Из странностей: он никогда не отмечал День Победы.
С 1955 по 1985 год мужчина спокойно жил, даже не сменив своей запятнанной фамилии.
К разоблачению советского предателя Григория Никитича Васюры привели его то ли желание ещё раз доказать всем, что он герой, то ли жадность, ведь вместе с вручением ордена Великой Отечественной войны назначались денежные выплаты.
Когда сотрудники КГБ начали проверять документы Васюры, выяснилось, что он пропал в 1941 году, и следы его после этого теряются. Были подняты результаты допроса его бывшего сослуживца, расстрелянного в 1975 году за сотрудничество с немцами и за сожжение деревни Хатынь. Найденные свидетели опознали в Васюре одного из карателей отрядов СС. В ходе расследования КГБ вскрылись неопровержимые факты измены и предательства со стороны представленного к ордену.
В 1942 году Григорий Васюра поступил на службу в немецкий батальон охранной полиции. Батальон был сформирован из пленных, перебежчиков и другого "сброда". О Васюре шептались, что он идейный, и даже побаивались.
В этом же году их отряд был переброшен под Минск, там к нему присоединилось ещё несколько местных изменников.
22 марта 1943 года отряд полицаев столкнулся с группой партизан во главе с Василием Трофимовичем Воронянским. В ходе боёв погиб гауптман Ханс Вельне, шеф первой роты батальона.
«Ответом» стал так называемый антипартизанский рейд, а по факту — рейд на уничтожение мирных жителей близлежащих деревень. Три деревни враги буквально сожгли дотла, и мало кому из людей удалось спастись.
Следствие по крупицам восстанавливало хронологию событий, в которых принимал участие Григорий Васюра. Было опрошено 26 свидетелей. В архиве нашли сослуживцев из 118-го батальона, отбывающих срок в советских лагерях. На суд из исправительных колоний были доставлены Остап Нап и Иван Лозинский. Иван Казаченко явился в суд, обвешанный советскими медалями, чем навлёк на себя ярость со стороны обвинения.
Григорий Васюра в ходе суда свою вину отрицал. Судебное дело заняло 14 томов. Следователям удалось восстановить хронологию событий 22 марта 1943 года буквально с точностью до минуты. Были представлены доказательства сожжения деревень. Григорий Васюра оказался одним из организаторов пожара, в котором погибли 360 мирных жителей.
Когда подсудимый понял, что отрицать свою вину бессмысленно, он крикнул: «Да, я сжёг ваши деревни!».
26 декабря 1986 года Григорию Никитичу Васюре был вынесен приговор о высшей мере наказания. Приговор был приведён в исполнение 2 октября 1987 года. В заключении Васюра несколько раз обращался к Никите Хрущёву с просьбой о помиловании, но по понятным причинам его прошения остались без внимания.