Они были неудержимы. Вырвавшись из южнорусских степей арийские племена бурным потоком залили степи и лесостепи Евразии вплоть до Урала и Западной Сибири. Казалось, что никто и никогда не сможет остановить их.
4000 лет назад, в эпоху средней бронзы, по евразийским степям и лесостепям бурно распространялись ирано-арийские(индо-иранские) индоевропейские племена. Началось их движение, видимо, из причерноморских степей и двигались они на восток и северо-восток.
Однако отвлечемся и разберемся с термином "ирано-арийские". Это слово имеют сугубо лингвистическое происхождение и означает всего лишь племена и народы говорившие на диалектах ирано-арийской(она же индо-иранская) группы индоевропейской языковой семьи ( подробнее об этой семье языков здесь) и в дальнейшем разделившиеся на индо-арийскую и иранскую группы.
Так вот, в эпоху средней бронзы археологи выделяют в евразийских степях целый пласт культур, принадлежность которых к ирано-арийским племенам уже давно не оспаривается - абашевская, катакомбная, синташтинская, андроновская, петровская.
Никто не мог их остановить. Это естественно. Трудно защищаться от того кто имеет огромное преимущество в военной технике. А у арийцев оно было. Ведь именно они изобрели боевые колесницы и одомашнили лошадей. А это было страшное оружие.
Однако и на них нашлась управа. Дойдя до Приуралья арийцы вынуждены были остановиться. И хотя отдельные погребения представителей индоевропейской абашевской культуры встречаются и далеко на севере, в современной республике Коми, но прорваться дальше Челябинска они не смогли. Более того, им пришлось перейти к обороне.
Синташтинская культура
Синташтинская культура является в некотором роде уникальной среди этих схожих степных культур. Именно к ней относится неформальное название "страна городов".
В этом неформальном названии отражена уникальная черта синташтинской культуры - наличие укрепленных городищ, можно сказать, городов, хотя и с некоторой натяжкой. В других родственных культурах ничего подобного нет.
Причем это не один город, а около сотни по данным археологических разведок. Расположены они на Южном Урале на компактной территории диаметром 350 км.
Построены они примерно одновременно и ,так сказать, с чистого листа. То есть это не результат развития ранних поселений. Находятся друг от друга на расстоянии дневного перехода (около 70 км). Надо сказать, что это скорее напоминает военный укрепленный район и в ту эпоху не имеет в Евразии аналогов.
Полное ощущение, что в этом районе воинственным степнякам пришлось перейти к обороне. Кстати, именно к синташтинской культуре относится знаменитое городище Аркаим.
И можно предположить, что жители этого региона находились в состоянии войны и постоянно ждали нападения. По видимому дождались и все-таки не справились. Все эти городища погибли в пожарах причем примерно одновременно.
Вот только кто же был этот враг? Вокруг в основном близкие археологические культуры и судя по всему, как и синташтинская, они оставлены племенами ирано-арийской группы. Вот только на севере...
Немного мифологии
В мифологии народа Коми есть очень интересный персонаж - Пера богатырь. Одним из ключевых эпизодов его бурной, насыщенной многочисленными подвигами биографии является победа над идолищем-на-колесиках.
Сюжет достаточно прост. На Комму ( мифический город Коми) напали враги с юга, главным оружием которых было колесо управляемое человеком. Князь не смог справиться с ними и послал на север за знаменитым богатырем Перой.
Воин пришел и, как обычно водится у богатырей , быстро поубивал всех врагов. Ничего особенного, вполне соответствует стандарту народных сказаний. Кроме одного - необычное оружие врага. Колесная техника в военном деле стала использоваться только в XX веке... или в очень большой древности в виде боевых колесниц.
Конечно, были еще всякого рода осадные машины на колесах, но в данном случае ничего похожего. Вывод напрашивается только один - этот сюжет является отголоском очень давних событий, когда лесные жители Прикамья столкнулись с экспансией с юга, с воинами на боевых колесницах. И победили. Но как? Как смогли немногочисленные, разрозненные лесные жители одолеть дотоле непобедимых арийских воинов?
Воины леса
Синхронно с синташтинской культурой, в XX - XVII веках д.н.э., появляется еще одно уникальное явление - "сейминско - турбинский транскультурный феномен". Надо сказать, что научное название со словом "феномен" очень редкое явление.
Мы сейчас не будем углубляться в гипотезы о его происхождении и о том что же это такое ( подробнее можно посмотреть здесь же на канале), нас интересует только то, что турбинские памятники воинские и только воинские и располагаются они как раз к северу от ирано-арийских археологический культур.
И к северу от страны городов как раз расположен мощный сейминско-турбинский комплекс. Там, в районе города Перми находится самый крупный могильник этого типа - Турбинский - со шлейфом малых могильников.
Все сходится. Видимо угроза с юга заставила лесные народы консолидироваться и создать некое социально политическое единство, чтобы противостоять продвижению ирано-арийских племен.
Необходимо отметить, что у них были и технологические возможности. Сложное тонкостенное литье, уникальная технология, которая позволяла изготавливать великолепное, качественное оружие. Такая технология на то время была известна, разве что, на древнем востоке и более нигде. К тому же турбинцы выработали и приемы борьбы с колесницами. На многих наконечниках копий можно увидеть крюк загнутый в обратную от лезвия сторону.
Назначение такого крюка абсолютно непонятно, если только не предположить, что он использовался для того, чтобы обратным движением сдернуть человека с колесницы или обрезать постромки лошадей.
Так что скорее всего предки Коми, финно-угорского народа, ожесточенно воевали с ирано-арийцами Синташты и Аркаима. И победили. Все городища страны городов были сожжены, а сами жители ушли дальше на юг - в Среднюю Азию, Индию и Иран. А их место занимают археологические культуры уже лесного происхождения.
Источники
Генинг, Зданович, Генинг. Синташта. Челябинск, 1992
Черных, Кузьминых. Древняя металлургия северной Евразии. Москва. 1989
Тавризян. Сейминско-турбинский феномен как социально-политическое явление. В кн. Археология и этнография среднего Приуралья. Березники. 2001
и много других.