Среди первых разработчиков бронетехники Страны Советов особо выделяется Николай Иванович Дыренков. За довольно короткое время он предложил и попытался реализовать массу проектов, но его деятельность оценивается далеко не однозначно. Было ли рациональное зерно в его разработках, или все его идеи оказались пустышками?
Даже сейчас не утихают споры, кем на самом деле был Дыренков. Гением, опередившим свое время, или авантюристом, на абсурдные прожекты которого впустую потратили миллионы. Отсутствие высшего технического образования не помешало ему стать инженером на Ижорском заводе. В результате ожесточенной классовой борьбы на технарей образовался жуткий дефицит, и на инженерные должности, с благословения партии, назначали даже «наиболее смышленых рабочих». Проработал инженером почти 10 лет.
Его взлет начался в 1929 году. После мотоброневагона Д-2, пошедшего в серию, он предложил РВС СССР построить танк Д-4. Трехбашенный, на колесно-гусенично-железнодорожном ходу с оборудованием для подводного движения. Не хватало крыльев, но идею летающего танка Кристи озвучил на три года позже.
Попал в тему. Тухачевский ратовал за универсальность и скрещивал гаубицы с зениткой, а трактора с танком. Танк понравился и маршал распорядился при Ижорском заводе создать ОКИБ Дыренкова для реализации проекта. Забрав специалистов из заводского КБ.
Во главе ОКИБ Дыренков за два года работы выдал более полусотни разработок на разные темы. Неудачи его не расстраивали, провалив один проект, тут же брался за следующий. Когда с танком Д-4 не получилось, взялся за Д-5. Заткнуть фонтан идей не получалось, Тухачевский в обиду не давал.
Известность Дыренкову принесли бронеавтомобили
Существуют две расхожие версии о том, как Дыренков занялся бронеавтомобилями. По версии Шугурова, один из замов наркома показал ему американский броневик в журнале «Арми Орднанс». Дыренков похвастался, что такие уже делает, а когда его попросили показать, пообещал назавтра.
И показал. С «Форда» сняли кузов, плотники под руководством Дыренкова соорудили фанерный макет, по фанерным лекалам раскроили бронелисты, сварили и покрасили. Как восхитился Шугуров «приведенный пример иллюстрирует оперативность и смекалку, с которой создавались бронеавтомобили в предвоенные годы».
Занимательно, но подобный метод применялся и до Дыренкова и после. Тот же Котин подобным образом проектировал рубку СУ-152. Смущают сроки. Слишком быстро, даже для бутафории.
По версии Коломиеца, заняться бронеавтомобилями Дыренкову поручил начальник УММ РККА Халепский. Причем курировать сразу все разработки, легких, средних и тяжелых, так как отчаялся дождаться что-либо путного от КБ Ижорского завода. Правдиво, но требует уточнения.
Система танко-тракторного и авто-броневого вооружения РККА, которую приняли в 1929-м году определила четыре типа бронеавтомобилей, легкий, два средних и тяжелый. На шасси «Форд-А», «Форд-Тимкен», “Мореланд” и АМО-2.
Свалилось все на КБ Ижорского завода. И так перегруженное текущими заказами, да еще и ослабленное созданием ОКИБ Дыренкова. Начальник КБ Кузьмин понимал, что в этом жестком цейтноте о креативе можно забыть и пошел по пути максимального упрощения.
Легкий БА сработали на отбой. Проект завернули на доработку. Средний, на базе «Тимкена» из-за прямоугольных форм даже в официальной переписке называли «собачий ящик». “Мореланд” в зачаточном состоянии, а к АМО-2 даже не приступили.
Инициативный проект легкого БА Рожкова (создателя БА-27) одобрили, и Халепский дал распоряжение изготовить опытные образцы. Но ижорцы отказались, сославшись на перегрузку. Проект подвис.
Естественно, Халепскому абсолютно не нравилось, что созданное волей Тухачевского ОКИБ, с серьезной производственной базой (завод «Можерез»), проектирует никому не нужные монстры и бронирует трактора на радость маршала. Решил припахать их к реальной работе, поручив проектировать бронеавтомобили, а заодно изготовить опытные образцы “Форд-А с башней” Рожкова и «Тимкена» ижорцев.
В конкурентной борьбе все средства хороши
Дыренков быстро сделал “Форд-А Рожкова” и два своих броневика, Д-12 и Д-8. Похожие на американский безбашенный Т-6. Но стреляющий во все стороны. Теоретически. Надо только переставлять два пулемета в опоры спереди, сзади и по бортам. Реально не вышло. В бою переставить пулеметы невозможно, а если сразу воткнуть все четыре, стрелок не помещался. И забыл про обслуживание. Для ремонта двигателя требовался демонтаж бронекорпуса. А заправлять (горловина бака внутри) только кружкой или просунув шланг в смотровую щель.
ФАР Рожкова с башней кругового вращения выглядел предпочтительнее. Заключение комиссии: “Форд-А с башней” доработать, а Д-8/12 полностью переделать.
И тут принимается решение, абсурдное по смыслу, но логичное при лоббировании любимчиков. Обе машины отправляются на доработку в ОКИБ Дыренкова. Разумеется, переделывать Дыренков не собирался. Дорабатывать машину конкурента тоже, начался откровенный саботаж и затяжка времени. А всю свою напористость и связи бросил на проталкивание своего варианта.
Результат известен. Военные недовольны, но машину приняли на вооружение и даже изготовили 60 штук. Потом долго думали, что с ней делать. Спихнули в авиадесантные войска. На ТБ-3 он пару раз полетал, но и там не прижился.
С Ижорцами разобрался еще проще. Он даже не стал делать для них башню, поставил готовую от МС-1, которая на бронеавтомобиле смотрелась нелепо. Его корпуса с элементами дизайна (намертво приваренные к раме макеты из листового железа) смотрелись симпатичнее. Проект ижорцев завернули.
Что получилось после доработок?
Первым был тяжелый Д-9 на шасси “Мореланд”. Дыренкову понравились габариты и грузоподъемность, есть, где развернуться. В ТЗ не влез, большой корпус с броней 6-8 мм не выдержал даже "пятитонник", ограничился 4-6 мм. Но вооружения напихал от души.
37 мм пушка Гочкиса в башне и 10 пулеметов (в башне, спереди, сзади и по три на борт, плюс зенитный на турели). Многовато на 4-х членов экипажа, из которых один водитель. И непонятно, как они могли между ними перемещаться. Огромный сарай, весом в 7 тонн, с номинальным бронированием и торчащими во все стороны стволами по реальным возможностям уступал даже устаревшему БА-27, от него отказались. Единственный плюс, шасси “Мореланда” признали непригодным для бронирования и ижорцев освободили от проектирования.
Шасси «Форд-Тимкен» для среднего Д-13 было короче, поэтому на бортах поместилось только по два пулемета. Но и их военные попросили убрать, вместе с бесполезной турелью. После доработки дали добро на партию из 10-ти машин. И начались проблемы. Симпатичный корпус состоял из 55 броневых деталей, а общая длина сварных швов 122 метра. Способа сборки при серийном производстве Дыренков предложить не смог. Проект два года гулял по разным заводам, которые от него в ужасе открещивались. В итоге в 1933-м году по одному собрали на родном «Можерезе». Использовали их только как учебные.
Пара интересных решений в Д-13 все же была. Для повышения проходимости Дыренков предложил сдвоенные колеса разного диаметра. Меньшие служили дополнительной опорой, только когда большие тонули в мягком грунте, на твердом хватало больших. Идея уменьшить сопротивление движению, уменьшив площадь опорной поверхности, нашла применение в современных грузовиках с вывешиваемой осью.
Вторая идея о креплении по бортам корпуса запасных колес, которые могли вращаться и улучшали геометрическую проходимость, прижилась на всех последующих советских бронеавтомобилях.
Что имеем в сухом остатке?
ОКИБ расформировали в 1932-м году как бесполезную структуру, не давшую результата. Самого Дыренкова перевели в НАТИ начальником отдела. Должность, скорее административная, так как больше он не творил.
Мнение его сторонников, что он заложил основы проектирования бронеавтомобилей и повлиял на становление советской конструкторской школы ошибочно. Развитию легких БА он нанес, скорее, вред. Только после ликвидации его ОКИБ «Форд-А» Рожкова попал на Ижорский завод, где после серьезной доработки превратился в «Форд-А-Ижорский», выпущенный крупной серией. Потеряно впустую почти три года.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
В создании средних и тяжелых, пожалуй, основная заслуга в том, что выбрав тупиковый путь использования базового шасси на всю длину без доработок, он позволил избежать подобных ошибок в дальнейшем. Вопреки утверждениям, Д-13 не стал прототипом для БАИ. Получивший передышку и возможность подумать, Кузьмин избавился от лишней длины, обрубив раму сразу на 400 мм, и усилил вместе с рессорами. Дыренков чересчур усложнил борта при плоской крыше.
Корпус Кузьмина был проще, но приобрел ступенчатую форму, понизив высоту машины. Бронеавтомобиль стал компактным и более легким. Вместо сдвоенных колес разного диаметра, усложняющих производство и эксплуатацию, одинаковые по размеру позволили при необходимости одевать на них цепи “Оверолл”, серьезно повышающие проходимость. Неизменной осталась только схема крепления запасных колес.
Это еще один пример того, что сообразительность не может заменить базовые знания. Дыренков «нахватался верхов», но не понял необходимости комплексного проектирования. Он генерировал идеи, не умея их реализовать и оценить смысл реализации. Вовремя притормозить его не сумели.
Арестовали его в октябре 37-го и спустя пару месяцев расстреляли. Судя по тому, что от момента реализации его проектов до репрессии прошло пять лет, вряд ли его наказали за проваленные проекты. Скорее аукнулись связи с Тухачевским, что действительно несправедливо и обидно.
Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком👍
А как Вы считаете, был ли потенциал у Дыренкова?