Найти тему
Музей Горгиппия

Клазоменская расписная амфора VI века до нашей эры, найденная в Анапе

В 1982 году в Анапе в строительном котловане под спальный корпус пансионата «Океан» (ул. Ленина, 3) впервые за всю историю раскопок Горгиппии были обнаружены следы раннегреческого поселения VI – V вв. до н. э. На этом месте располагалась греческая колония, основанная переселенцами из Ионии.

Раскопки в строительном котловане под спальный корпус пансионата «Океан». Анапская археологическая экспедиция ИА АН СССР, 1982 г.
Раскопки в строительном котловане под спальный корпус пансионата «Океан». Анапская археологическая экспедиция ИА АН СССР, 1982 г.

Культурный слой этого времени разделяется на несколько строительных периодов. В наиболее раннем обнаружены следы полуземлянок — возможно, жилищ первых греческих переселенцев. Полы заглублённых в землю домов покрывал слой пожара, содержащий осколки ионийской и аттической посуды. Здесь был найден самый ранний из античных сосудов, обнаруженных в Анапе, — клазоменская столовая амфора с чернофигурной росписью.

Полуземлянка со спуском в нее. VI в. до н.э.
Полуземлянка со спуском в нее. VI в. до н.э.
Анапское поселение. Реконструкция полуземлянки (построение архитектора Б. Д. Лурье). Алексеева Е.М. Греческая колонизация Северо-Западного Кавказа / АН СССР. Ин-т археологии. – М. : Наука, 1991. Табл. 64.
Анапское поселение. Реконструкция полуземлянки (построение архитектора Б. Д. Лурье). Алексеева Е.М. Греческая колонизация Северо-Западного Кавказа / АН СССР. Ин-т археологии. – М. : Наука, 1991. Табл. 64.

Амфора собрана из многочисленных фрагментов, утраченные части заполнены гипсом при реставрации. Находку можно датировать концом второй четверти VI в. до н.э. По сюжету и технике росписи она относится к клазоменской расписной керамике.

Клазомены – один из 12 ионийских городов западного берега Малой Азии, входил в число крупнейших центров восточногреческой вазописи. В VI в. до н.э. в Клазоменах сложилась своя школа чернофигурной росписи, в которой прослеживается влияние Коринфа и Аттики.

Клазоменская расписная амфора. Изображение: Сфинкс и Сирена. Конец VI в. до н.э. Анапский археологический музей.
Клазоменская расписная амфора. Изображение: Сфинкс и Сирена. Конец VI в. до н.э. Анапский археологический музей.

На амфоре присутствуют все особенности клазоменской школы вазописи. Основной сюжет: фигуры трех сирен и сфинкса в геральдической композиции, разделенные бутонами лотоса; горло амфоры украшено пальметтами. Роспись выполнена темно-коричневым, почти черным лаком по серой глине, лица и грудь фигур выделены белой краской, лепестки пальметт, детали оперения сирен и сфинкса, головные уборы, дополнены пурпуром и мелкими белыми точками.

Изображение Сирен на клазоменской расписной амфоре.
Изображение Сирен на клазоменской расписной амфоре.

Сирен часто изображали в росписи клазоменской керамики. В мифологии этих существ традиционно описывали как полуптиц-полуженщин. Они обитали на островах и своим сладкоголосым пением заманивали к себе моряков, усыпляли их, после чего раздирали несчастных на части. Впервые сирены описаны в XII песне «Одиссеи» Гомера. Однако в этой эпической поэме, созданной еще в VIII в. до н.э., не упоминается внешний вид этих существ.

Изображение Сирен на клазоменской расписной амфоре.
Изображение Сирен на клазоменской расписной амфоре.

На анапской амфоре изображены три сирены. Но согласно описанию Гомера, сирен было только две. Он рассказывает о них в двойственном числе. Третья сирена в греческой мифологии появляется позже, а вместе с ней их имена и история происхождения. Псевдо-Аполлодор в эпитоме к «Мифологической библиотеке» пишет:

«Сирены происходили от Ахелоя и Мельпомены, одной из Муз. Звали сирен: Пейсиноя, Аглаопа и Телксиепия. Одна из сирен играла на кифаре, другая пела, третья играла на флейте: так сирены завлекали к себе проплывающих мимо моряков».

Сирены, существа, связанные со смертью, внушали страх. Но их судьба тоже была трагична. Согласно мифу, если кому-либо удастся проплыть мимо них невредимым, сирены погибнут, а это, как известно, было успешно осуществлено Одиссеем.

Четвертым существом на нашей амфоре является Сфинкс. В греческой мифологии Сфинкс описывается как чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы, порождённое Тифоном и Эхидной.

Изображение Сфинкса на клазоменской расписной амфоре.
Изображение Сфинкса на клазоменской расписной амфоре.

В «Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского (I в. до н.э.) говорится, что когда-то в Фивах появилось девообразное чудовище Сфинкс. Она предлагала всем, кому это по силам, решить загадку и убила много людей, поскольку те не смогли дать правильный ответ. Загадка же заключалась в следующем: «Какое существо, имея один и тот же голос, становится поочередно четырехногим, двуногим и трехногим?». В награду за решение загадки были предложены брак с царевной Иокастой и царская власть над Фивами, однако никто не смог найти правильный ответ. И только Эдип решил загадку. Существо, которое имеет в виду загадка Сфинкса, – это человек, ибо в детстве он ползает на четвереньках, когда становится взрослым – ходит на двух ногах, а в старости в качестве третьей опоры берет палку. Сфинкс в отчаянии бросилась в пропасть и разбилась насмерть.

Существует и более древний миф о Сфинксе. Древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) упоминает Сфинкс в своем произведении «Теогония». Первоначальным именем хищницы, обитавшей в Беотии на горе Фикион, по сообщению Гесиода, было Фикс, а родителями названы Орф и Эхидна.

Мастер-вазописец на амфоре изобразил сирен и сфинкса вместе. Они относились к хтоническим существам греческой мифологии, считались музами подземного мира, приносящими смерть и страдания. Их часто изображали на надгробных памятниках, рисовали на стенах склепов.

Фигуры существ разделяют бутоны лотоса. В Древней Греции лотос считался магическим растением и отождествлялся с богиней Афродитой. Были распространены рассказы о лотофагах – людях, питающихся цветами лотоса. Гомер в IX песне «Одиссеи» рассказывает, что путник, который отведает лотос, немедленно впадет в беспамятство и навсегда остается среди лотофагов.

Горло амфоры украшают пальметты – веерообразные пучки пальмовых листьев. Пальметта считалась символом жизни и процветания. В качестве акротерия ею часто украшали надгробия, использовали в архитектуре. Мотив пальметты зародился в древнем Египте, оттуда он попал на остров Крит в догреческую минойскую культуру и использовался в искусстве греков вплоть до времен Византийской империи.

Изображение пальметты на горле клазоменской расписной амфоры.
Изображение пальметты на горле клазоменской расписной амфоры.

Клазоменская чернофигурная амфора занимает почетное место в центре главной экспозиции музея «Античный город Горгиппия». Она возглавляет композицию из трех крупных чернолаковых сосудов: набора посуды, предназначавшегося для церемонии симпосиона – греческого пира. Амфора входит в число ценнейших экспонатов Анапского археологического музея и является одним из его символов.

Клазоменская расписная амфора в экспозиции Анапского археологического музея.
Клазоменская расписная амфора в экспозиции Анапского археологического музея.