Банки из-за несовершенства своих процессов или из-за ошибок с закрытием лицевого счёта оказались подельниками в мошеннической схеме. Сейчас обсуждается история с банком ВТБ, когда на бывших клиентов вешают долги по кредитам. Ситуация требует разбирательства и вмешательства, в том числе, Банка России, ведь схема до ужаса проста, но действенна.Интересно то, что во всех зарегистрированных на данный момент случаях жертвами стали– бывшие клиенты ВТБ банка и МТС, как оператора сотовой связи. Совпадение ли?
Пошаговая инструкция «Как стать жертвой мошенника»
- Клиент перестаёт пользоваться счётом банка. Были такие случаи, когда клиент даже приходил в банк, чтобы закрыть счёт. Но счёт почему-то оказался открытым.
- Так же клиент перестаёт пользоваться номером, привязанным к счёту.
- Через время телефонный оператор продаёт номер другому человеку.
- И, если человек оказывается злоумышленником, то заходит в приложение банка с помощью номера телефона. Имея доступ к номеру телефона, можно использовать его как логин и сменить пароль для входа.
- Мошенник оформляет кредит дистанционно через приложение.
- Готово! Вы стали жертвой самой топорной мошеннической схемы.
Ошибка банка или несовершенство защитных механизмов?
Во-первых, в этой схеме странным является уже то, что в приложение можно попасть, имея только номер телефона. Ни почты, ни подтверждения личности. Хоть какой-то второй фактор подтверждения того, что в приложение банка входит именно владелец счёта, а не кто-то иной. Всё-таки через банковское приложение можно получить доступ и к личной информации, и к счетам, и, как понятно по данной схеме, к возможности оформить кредит. Поэтому вход в приложение должен быть защищён больше, чем просто номером телефона.
Во-вторых, странно, что не сработал ни один банковский защитный механизм. Всё-таки должны возникнуть вопросы, если после длительного не использования клиентом счёта, тот внезапно пытается взять кредит. Когда клиент не пользуется счётом месяцы, а то и годы, разве не подозрительно то, что он заходит в приложение для оформления кредита? Логичнее в таком случае оформить кредит в том банке, которым клиент пользуется чаще.
Ситуация юридически
Заключая кредиты таким образом, банк нарушает законодательство о банковской деятельности и нормативы Центрального банка. Ведь в этом случае банк не установил даже личность заёмщика и его волеизъявление. Сейчас известно уже о 300 жертвах схемы. 19 июля Следственный комитет РФ опубликовал пост, что его председатель затребовал доклад о ходе проверки в связи с обращением к нему жителей Республики Башкортостан по факту массовых обманов с кредитами.
В данном случае банки должны признать хищение у них денежных средств, аннулировать кредитный договор, искать и взыскивать средства уже с мошенников. Но по факту этого не происходит. Поэтому потерпевшим приходится обращаться в суд за прояснением ситуации. Ситуация явно должна рассматриваться иначе с юридической точки зрения, ведь подобную схему маловероятно можно провернуть без участия сотрудников банка или оператора. А если уж без участия, то в системе работы бака явно есть проблемы и недоработки, и это уже можно трактовать как их ошибку. Которая стоит нервов, времени и денег для клиента.
Что делать
Себя можно уберечь от подобной ситуации. Достаточно всего лишь запросить документ о расторжении договора с банком. То есть, если вы прекратили пользоваться услугами какого-либо банка, то лучше прекратить с ним работу. И завершить её не просто на словах. И разрезанной на ваших глазах карты тоже недостаточно. Нужно получить документ, который будет подтверждать то, что вы больше не являетесь клиентом банка.
Если же вы уже попали в описанную выше неприятную ситуацию, то порядок действий для вас тоже найдётся:
- Обращение к оператору сотовой связи о принадлежности номера
- Обращение в банк с досудебной претензией, с требованием признать договор незаключённым, аннулировать долг, сделать отметку об этом в БКИ
- Запросить кредитный договор