Здравствуйте, уважаемые друзья! Добро пожаловать на LiterMort — канал филолога и педагога Бугаёвой Надежды Николаевны, члена Международного союза писателей им. Св. св. Кирилла и Мефодия, медалиста Международной академии русской словесности, выпускницы факультета лингвистики и словесности ЮФУ (диплом с отличием, 2011).
Роман со стихами Н.Н. Бугаёвой "Сказка о царевиче-птице и однорукой царевне" вошёл в 10-ку лучших романов о путешествиях "КНИГАсветное путешествие-2022", стал лауреатом «Славянского слова-2023» и Открытого отборочного конкурса «Стилисты добра» II Всероссийского форума молодых писателей в Челябинске (апрель 2024).
На этом канале обсуждаем современную поэзию и блистательную классику, исследуем взаимосвязи между прошлым и настоящим — ведь будущее искусства невозможно без постижения былого. В общем, как говаривал Демокрит, ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться!
Эй, парень, парень глупенький,
Оборванный, паршивенький,
Эй, полюби меня!
Меня, простоволосую,
Хмельную бабу, старую,
Зааа-паааа-чканную!..
#Некрасов #стихи #лирика #чтопочитать #лучшиестихи #разборстихов #русскаялитература #классическаялитература #БугаёваНН #разговорыолитературе
В главе «Пьяная ночь» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова есть совершенно особенная, уникальная для русской литературы песня в 6 строк — «Песня хмельной бабы».
О чём поёт «хмельная баба»?
Рассмотрим внешний и внутренний облик лирической героини песни.
На первый взгляд — это «старая» нетрезвая деревенская жительница, недовольная собою и своей скудной жизнью, о чём говорит ряд нелестных определений:
Меня, простоволосую,
Хмельную бабу, старую,
Зааа-паааа-чканную!..
«Простоволосость» указывает на то, что «баба» потеряла головной убор, что для женщины замужней было неприлично, но вполне объяснялось её нетрезвостью.
Очевидно, что спьяну «баба» не только лишилась платка, но и угодила в придорожную канаву, откуда уже и обратилась к миру со своей протяжной песней. Этим объясняется её «запачканность»: «баба» скатилась на дно жизни.
Однако у некрасовской «песни» есть чёткая композиция:
— «баба» описывает «паренька»
— смысловое ядро песни: призыв «Эй, полюби меня!»
— «баба» описывает себя
Композиция симметрична и напоминает крылья бабочки: образ мужчины, призыв к любви, образ женщины. Практически «Евгений Онегин» с его симметричными письмами героев друг другу!
Как бы низко «баба» ни пала, как стара и грязна ни была бы, она по-прежнему стремится к любви. Её песня — о любви, о потребности быть любимой. Даже когда женщина растрепанна и лежит отнюдь не не ложе из роз, она продолжает искать взаимной любви:
Эй, полюби меня!
Мужчина, которому «баба» адресует страстный призыв, ничем не лучше её: «глупенький, оборванный, паршивенький». Уменьшительные суффиксы только подчёркивают мизерность, ничтожность его образа.
Следовательно, «баба», вопреки хмелю, трезво оценивает свои шансы и не требует ничего запредельного. Такой, как она, под стать соответствующий «парень»: нищий, не блещущий умом, вообще ничем не блещущий.
Но разве это повод отказываться от любви?
Если двое лишены блеска, ума, красоты, разве им стоит опустить руки и лежать на дне канавы молча?
Одиночество, ожесточение, гибель желаний — вот истинная могила.
Даже на дне, даже осознавая свои многочисленные недостатки, «баба» не перестаёт ощущать в себе женственность. Главное в жизни — любовь. Бабины запросы симметричны её данным: такую «запачканную», истрёпанную жизнью, как она, полюбить сможет лишь ничтожнейший из мужчин — «паршивенький». Но его любовь её полностью удовлетворит.
И в этом заключён жизнелюбивый и гуманистический призыв Некрасова: даже на «дне жизни» люди остаются людьми. Они по-прежнему готовы и способны любить друг друга. Даже запачканные, потрёпанный, паршивенькие — они всё равно всей душой стремятся друг к другу, так как только любовь делает их жалкое существование более-менее сносным.
Пока человек испытывает духовную потребность быть любимым, он ещё жив.
Обратите внимание на финальную строку песни:
Зааа-паааа-чканную!..
Это крик «бабьей» души, её вопль, её плач. С рыданием из неё вырывается надрывность неудачной и горькой судьбы. Одинокая, нелюбимая, но всё ещё живая, несчастная «баба» подаёт сигнал «sos» со дна жизни в надежде быть услышанной, найденной и — полюбленной. Хоть кем.
Благодарю за прочтение!
Ещё интересные статьи на литературные темы: