Найти в Дзене
Осторожно, репетитор!

Репетитор и ученик. Как мы выбираем друг друга

Замечали ли вы, что, несмотря на одинаковую внешнюю цель (у ученика - подготовиться к определенной  диагностике,  у репетитора - подготовить его к этому, у родителя - обеспечить материальную составляющую этого вопроса, а также и контроль за выполнением ), внутренние цели (желания) на всех этапах взаимодействия такого образовательного трио могут отличаться просто диаметрально. 

Мне стало интересно пробежаться по вехам пути, по которому репетитор и ученик идут вместе, и рассмотреть истинные мотивы и пожелания каждого.

Давайте представим себя в разных ролях - преподавателя , обучающегося  и  его родителя, учтем также и такой факт, что дело лучше спорится, если цели участников  хотя бы немного совпадают. Ну, примерно, не как у лебедя, рака и щуки. 

  1. Выбор 

Репетитор: 

Будем честны. Размещая свое резюме лично или через агрегатора, репетитор имеет цель не найти «сырой материал», чтобы вылепить из него  «ученика года», а конкретно заработать деньги. При этом, как правило, есть расчет на длительное (не меньше года) сотрудничество за максимально возможную оплату. Если при этом все же некоторый интерес и амбиции к процессу превращения незнающего в знающего присутствуют - это хороший признак. 

Мечта: беспроблемный ученик, умеющий слушать и слышать, думать и запоминать, работа с которым будет приятна и результативна, а главное - вовремя оплачена без напоминаний и предупреждений. 

Будем честны! Всегда есть опасения не справиться, а чем дольше работаешь, тем больше понимаешь, что рулит все же человеческий фактор, и именно его надо в первую очередь учитывать при планировании занятий. 

Ученик: 

Читая об’явления или ожидая решения своего папы (мамы), ученик имеет целью максимально повысить свой учебный уровень за минимальное время, хоть вот прямо с первого занятия. 

При этом мечтает поменьше стесняться (все же чужой человек), вообще - познакомиться с таким необыкновенным учителем, который откроет некие тайные знания, не изучаемые в школе, но эти знания  на раз-два решают проблемы любых диагностик, либо сам педагог будет доступен в любое время и готов оказать помощь в таких проблемах (сиречь, в любое время можно будет послать задание  и получить решение-подсказку). 

А не так, как со злой теткой в прошлом году…

Родитель: 

Цель все та же, что и у ученика - максимально повысить уровень за минимальный промежуток времени - с припиской «за минимальные вложения». 

То есть найти баланс между высокой экспертностью репетитора и низкой (относительно) ценой занятий. Мечта тут другая: найти такого преподавателя, при котором участие самого родителя сведется только к оплате, при этом можно будет полностью довериться и расслабиться: ребенка стопроцентно подготовят. 

Забегая вперед, сообщу, что все описанные мечты вряд ли приблизятся к исполнению: беспроблемный ученик справится и без помощи, репетитора приглашают тогда, когда появляется проблема, и, что еще более вероятно, эта проблема уже в запущенном состоянии, потому что, как водится, сперва подождали, «не рассосется ли само». Поэтому понадобятся колоссальные усилия и вовлеченность всех троих. 

Хотелось бы (так, в скобках, это не самое важное в оценке репетитора) обратить внимание на тех, кто пришел от агрегатора и тут же, на первой встрече, договаривается с родителем, как своего агрегатора обойти. Ну это «фи», товарищи! И даже не буду об’яснять, почему.

  1. Первое ознакомительное занятие

Репетитор:

Цель: максимально понравиться, «прийтись ко двору», а также обнаружить существенный пробел у ученика (чтобы год точно заниматься), но при этом и прекрасное восприятие, послушание, усидчивость, чтобы раз сказал - и уже сделано и понято. 

Хороший репетитор основательно пройдется по всему диапазону знаний ученика, обязательно проверит восприимчивость, да и вообще приблизительно оценит ребенка на желание/возможность работать, на степень мотивации или ее отсутствие и постарается учесть максимальное количество нюансов занятий именно с этим учеником, прикидывая фронт работы.  Хорошо, если он честно озвучит родителю хотя бы часть своих выводов, и хорошо, если родитель адекватно отреагирует. 

Например , меня как родителя сильно нервировало заявление репетитора по английскому, который после пробного занятия выпучил глаза и заявил, что очень маловероятно с таким вокабуляром сдать ОГЭ. Может, мы не будем и пробовать? Возьмем, например, географию. 

Кстати, деть вполне прилично сдал в результате, немного до пятерки не хватило. Но занимались с другим репетитором, который категоричные суждения все же облекал в более спокойную форму. 

Ученик: 

Цель: понравиться репетитору, продемонстрировать максимальное умение работать, да и вообще свой уровень, если он низкий, закамуфлировать энтузиазмом  и  старательностью. Некоторые (и, в принципе, мне это нравится) начинают проговаривать свои математические действия, иногда даже не зная названия того или иного символа. Один такой юморист назвал тильду «крюк лежачий двухсторонний», чем чуть не сорвал занятие, потому что я долго не могла успокоиться от смеха. 

Родитель: 

Весь в сомнениях, на нервах (а чисто ли в доме, а чем они за закрытой дверью занимаются, не пойти ли посмотреть и прочее), сам немного не в колее от присутствия на своей территории чужого человека, особенно, если у ребенка нет отдельной комнаты. 

И постоянное оценивание внешности репетитора на «свой уровень»: одежда, прическа, белозубость (да, и такое), речь, манеры. Например, я со своими вечными джинсами и «конским хвостиком» (что не мешает мне быть хорошим математиком) очень многим спервоначалу не импонирую - не представительна, не слежу за модными трендами, что поделаешь… 

Но вообще основная цель - услышать от репетитора мнение, близкое к своему собственному, что должно, в общем, показать «правильность» репетитора, услышать устраивающие график и расценки, а также план, пусть и примерный, по поднятию образовательного уровня и немного  о методике, которая будет применяться. Одним словом, услышать адекватные обнадеживающие резолюции. 

Такая вот цель. И родитель будет действовать для ее достижения: задавать наводящие вопросы, рассказывать об ученике именно в нужном ключе, в конце концов, менять репетиторов. 

  1. Сами занятия

Репетитор:

Цель: как можно быстрее выйти на слаженность в работе с учеником, вывести его на уровень «чуть-чуть до пятерки» и начать шлифовать навыки по подготовке к тому испытанию, ради коего он и был приглашен. 

Здесь уже многое будет зависеть и от личности педагога, и от его профессионализма. 

Есть мягкие люди, не способные долго оказывать давление, и это минус при репетиторстве, как вы понимаете. Ведь индивидуальные занятия проходят вне школьной системы, которая сама по себе имеет контролирующие инструменты: тот же ЭЖД, региональные диагностики, да даже и сам школьный звонок на урок способен определенным образом дисциплинировать. А у репетитора на все - лишь   личностная сила характера. И либо он выстраивает с учеником спокойные рабочие отношения с достаточным авторитетом, либо придется проявлять ненужную изобретательность для   уговоров выполнить дз (а то и просто любое задание самостоятельно), выучить необходимые правила - то есть оттягивать усилия и время от основной цели, и это бывает очень утомительно и малопродуктивно. 

Родитель: 

В продолжение этой темы - строгость и авторитет репетитора - хочу заметить, что мягкие, «добрые» преподаватели чаще жалуются родителям, что не может нравиться, правильно ведь? Как-то репетитор должен сам справляться, не дергая маму/папу, тем более, «непокорный» ученик способен высказать свою точку зрения, представив репетитора в невыгодном свете. 

Разное, конечно, бывает. Пубертатные подростки могут и вовсе спутать все субординационные установки, грубить, с пеной у рта доказывать свои какие-то виденья решения (особенно чтобы потянуть время), пускаться в нескончаемые споры или рассказы о чем-то, не имеющем отношения к делу (разумеется, чтобы тоже потянуть время). Вежливые и интеллигентные репетиторы, не могущие (не умеющие) повысить голос, найти необходимый командный тон, настоять на выполнении своих требований, - им придется нелегко. И, думаю, сама жизнь заставит их измениться и стать более строгими. 

Часто родители прямо говорят, чтобы с детьми «были построже», «не давали спуску», хотя при этом - что они имеют в виду? Лупить ремнем? Ставить на колени на горох? Какие вообще у репетитора возможности приструнить и заставить? Кроме силы характера (авторитета) - никаких. Ни знание предмета, ни умение этот предмет понятно об’яснить не поможет держать внимание ученика и, вместе с вниманием, его работоспособность. 

Ученик:

На этом этапе у ребенка/подростка должно бы сформироваться некоторое желание заниматься, потому что ему уже что-то стало понятным, а это отличная мотивация. 

Конечно, он не перестанет «пробовать границы»: а если не сделать дз, что будет? А если сказаться больным, что будет? 

А если схамить/потроллить/подшутить?

Что ж, репетитор должен быть готов дать отпор из разряда «не больно, но обидно». И перенаправить лишнюю энергию на освоение знаний. 

С другой стороны, «завоеванный» ученик ничего такого не сделает, вы будете смотреть в одну сторону и вместе радоваться успехам. 

Ну а завоевать ученика можно только искренним к нему интересом, уважением и пониманием. 

И еще маленький нюансик до завершения статьи: питомцы! Сейчас как никогда в каждой семье по питомцу, а то и по несколько, собаки, кошки, лучшие друзья человека. Я это все очень люблю, и зверье чувствует и липнет ко мне с неимоверной силой. Но я не прихожу - за деньги - погладить вашу доберманшу или поиграть с вашим котиком. Хотя могу, и мне это нравится. 

Поэтому, родители, необходимо предусматривать ограничение на общение с животными во время занятий: они отвлекают и меня, и ученика. А время оплаченное идет… 

А вы согласны?

Записаться на мои занятия можно по телефону: +79091545505 строго WhatsApp