Спишите, разделяя текст на предложения.
На реке
За окном бормочет дождь я выхожу под высокие сосны они стеной стоят у реки земля пахнет корой и шишками я спускаюсь к реке и осторожно сажусь в лодку лодка тихо закачалась лесную тишь нарушает разговор дождя и реки но вот дождь стихает взошло солнце в реке играют его лучи всплывают кувшинки появляются стрекозы.
Спишите, разделяя текст на предложения.
Как зимуют рыбы
Осенью рыбы выбирают местечко для зимовки сом зимой неподвижно лежит в ямке широкий плоский лещ опускается в глубину лещи лежат рядками и не шевелятся сазан зарывается в ил щука и судак дремлют в тёмных овражках только налим всю зиму разгуливает на попадайся ему, сонная рыбка по реке под толстой ледяной крышей будут ждать рыбы весну. (58 слов)
Диктант
Прошёл короткий зимний день. Вьюга намела много снега. Синие сумерки накрыли лес и повисли над сугробами. Старые пни надели пушистые шапки. Ель накинула снежную шаль. Резко хрустнул снег под ногами. Мороз крепчал.
До сторожки лесника мы добрались поздним вечером. Над головой уже раскинулось звёздное небо. Илья Антонович затопил печку. В избушке стало тепло и уютно. (55 слов)
Грамматическое задание
1. Во втором предложении подчеркните основу.
2. Разберите по составу слова: синие, лесника
Диктант.
Определи падеж выделенных существительных.
Золотая осень царствует в роще у речки. На березе еще недавно висели зеленые листья. А сегодня она вся в золотой одежде. У осинки на земле появился нарядный ковёр. Клён сверкает пурпурной краской. Только у дуба зеленая шуба еще не изменилась. Природе есть еще над чем трудиться! О такой красоте будешь вспоминать всю зиму.
Диктант.
В России реки, озёра, сёла и города имеют удивительные названия. В Московской области около города Рузы вьётся по дну местных оврагов крошечная речка Вертушинка. Вертушинка вертится, шныряет, журчит, бормочет, звенит и пенится около каждого камня. Она тихонько напевает, разговаривает сама с собой, пришёптывает и несёт очень прозрачную воду.
(48 слов)
Грамматическое задание
1.Выпиши предложения с однородными членами предложения.
2. Укажи падежи и число имён существительных, которыми выражены однородные члены предложения.
3. Подчеркни однородные сказуемые. Укажи время и число глаголов, которыми выражены сказуемые.
Диктант
Шёл я вдоль лесной опушки домой. Погода ненастная. Со всех ветвей капают, текут, льются дождливые ручейки. Струйки с берёзовой ветки мне за шиворот угодили.
Недалеко от опушки из небольшого родничка течёт маленький ручей. Он обходит на своём пути кочки, камешки, деревья и змейкой вьётся в глухом лесу. Ручей спешит вперёд и всем рассказывает о весне. (55 слов)
Грамматическое задание
1. Укажи падеж и число имён существительных, которыми выражены однородные члены предложения.
2. Подчеркни однородные сказуемые. Укажи время и число глаголов, которыми выражены сказуемые.
Поздняя весна
Наступила поздняя весна. Погода стоит чудесная. Яркие лучи солнца светят над полями, ласкают землю. Тепло. Из земли показалась молодая травка, первые цветочки. На берёзах и тополях набухли почки. В лесу запахло берёзовым соком. Скоро на деревьях зазеленеют листья. Вот уже видны их первые зелёные язычки. Хорошо весной!
Птицы поют свои весёлые песни. Радостно чирикают воробьи. Прыгают пушистые синички. Все рады весне! (61 слово)
Грамматическое задание
1. Разберите по членам предложения первое предложение.
2. Найдите и подчеркните однородные дополнения.
3. Определите склонение и падеж существительных в третьем предложении.