Что это такое — мелкая моторика, почему она так нужна будущему школьнику и как ее улучшить, расскажем в статье.
Что такое мелкая моторика?
С точки зрения физиологии, существуют как крупная моторика, которая в целом отвечает за движения человека (ходьба, бег), так и мелкая моторика.
В большинстве случаев к ней относят почти все движения кистей и пальцев рук от самых простых до таких сложных, как письмо. Поэтому именно от уровня развития мелкой моторики зависит и почерк ребенка.
Для чего нужно развивать мелкую моторику?
С развитой мелкой моторикой у первоклассника не будет проблем при выполнении следующих школьных заданий:
- раскрашивание, не выходя за их пределы;
- обведение фигур по границам;
- построение геометрических фигур;
- творческие задания;
- письмо и последующее выполнение диктантов.
В процессе улучшается и артикуляционный аппарат ребенка, а это развитие речи. И кроме того, мелкая моторика также взаимодействует с мышлением, воображением, зрительной памятью и вниманием.
Когда лучше начинать заниматься?
Начинать развитие мелкой моторики у детей рекомендуется в возрасте восьми месяцев. И особенно стоит уделить внимание ее развитию в возрасте 5-6 лет, чтобы подготовить ребенка к школе.
Совет! Занятия должны быть систематическими, поэтому выберите подходящее время, например, в первой половине дня, после завтрака.
Занятия для развития мелкой моторики
- Рисование — карандашом, ручками, фломастером, красками или пальцами, ладошками.
- Лепка — из разных материалов (пластилина, соленого теста, глины), а также создание пластилиновых картин (ребенок размазывает пальчиками пластилин по картону и создает небольшое изображение).
- Аппликация — вырезание, оригами, создание 3Д картин из бумаги.
- Конструирование — тут выбор материала велик: кубики, металлические конструкторы, магнитные, деревянные.
- Рукоделие — вязание и вышивание.
Игры и упражнения для развития моторики
Совет! Важно чередовать занятия «за столом» с различными материалами и двигательные игры. Чем больше, тем лучше!
🟧 Цепочка
- Ребенок соединяет указательные пальцы с большими, как будто делает маленькие колечки.
- Затем он соединяет эти колечки, как звенья цепочки, и тянет их в разные стороны, как будто проверяя, насколько они крепкие.
- Он считает до 10, а потом отпускает и расслабляет руки.
- То же самое попробовать сделать с другими пальчиками.
🟧 Силач
- Ребенок сжимает кулачки, сгибая руки в локтях, как силач.
- И начинает считать: держит как можно больше, а потом расслабляет кисти рук.
🟧 Снежки
- Ребенок сильно сжимает ладошки, как будто лепит снежок.
- Затем с силой «кидает» снежок, чередуя руки.
🟧 Повтори за мной
- Возьмите листы бумаги в клеточку и нарисуйте на них любые забавные фигуры.
- Затем раздайте детям эти листочки и карандаши.
- Попросите их повторить ваш рисунок.
🟧 Угадай, что лежит в мешке
- Положите все предметы в мешок и хорошенько перемешайте.
- Затем предложите ребенку засунуть руку в мешок и попробовать угадать, что за предмет он держит.
🟧 Рисуем на крупе
- Насыпьте на поднос тонкий слой крупы.
- Покажите, что, если провести пальцем по крупе, останется яркая линия.
- Затем предложите им самим попробовать провести пальчиками по крупе и посмотреть, какие интересные рисунки у ребенка получаются.
5 простых правил развития мелкой моторики
- Не забывайте про регулярность. Занятия должны быть систематическими.
- Общайтесь с ребенком во время занятий и поощряйте его фантазию. Позвольте ему выражать свои идеи и мысли.
- Не заставляйте ребенка делать то, что он не хочет. Дайте ему возможность выбирать – может, сегодня он хочет рисовать, а не заниматься пальчиковой гимнастикой.
- Постарайтесь избегать замечаний и критики.
- Следите за временем: не забывайте делать перерывы.
Чтобы дети не уставали и им не надоедало выполнять задания, рекомендуем добавлять больше игровых элементов, чередовать упражнения и делать перерывы.
У нас в Британской международной школе есть предмет Art&Craft для самых маленьких учеников (2-5 лет). Ребята не только развивают мелкую моторику и улучшают свои художественные навыки, но и погружаются в различные направления, от рисования и живописи, изучают мастерство лучших художников мира, вдохновляются и создают свои собственные работы, которые потом выставляют на школьной выставке.