Найти в Дзене

Мелкая моторика: подборка игр и упражнений для будущих первоклассников

Оглавление

Что это такое — мелкая моторика, почему она так нужна будущему школьнику и как ее улучшить, расскажем в статье.

Что такое мелкая моторика?

С точки зрения физиологии, существуют как крупная моторика, которая в целом отвечает за движения человека (ходьба, бег), так и мелкая моторика.

В большинстве случаев к ней относят почти все движения кистей и пальцев рук от самых простых до таких сложных, как письмо. Поэтому именно от уровня развития мелкой моторики зависит и почерк ребенка.

Для чего нужно развивать мелкую моторику?

С развитой мелкой моторикой у первоклассника не будет проблем при выполнении следующих школьных заданий:

  • раскрашивание, не выходя за их пределы;
  • обведение фигур по границам;
  • построение геометрических фигур;
  • творческие задания;
  • письмо и последующее выполнение диктантов.

В процессе улучшается и артикуляционный аппарат ребенка, а это развитие речи. И кроме того, мелкая моторика также взаимодействует с мышлением, воображением, зрительной памятью и вниманием.

Когда лучше начинать заниматься?

Начинать развитие мелкой моторики у детей рекомендуется в возрасте восьми месяцев. И особенно стоит уделить внимание ее развитию в возрасте 5-6 лет, чтобы подготовить ребенка к школе.

Совет! Занятия должны быть систематическими, поэтому выберите подходящее время, например, в первой половине дня, после завтрака.

Занятия для развития мелкой моторики

  • Рисование — карандашом, ручками, фломастером, красками или пальцами, ладошками.
  • Лепка из разных материалов (пластилина, соленого теста, глины), а также создание пластилиновых картин (ребенок размазывает пальчиками пластилин по картону и создает небольшое изображение).
  • Аппликация — вырезание, оригами, создание 3Д картин из бумаги.
  • Конструирование — тут выбор материала велик: кубики, металлические конструкторы, магнитные, деревянные.
  • Рукоделие — вязание и вышивание.

Игры и упражнения для развития моторики

Совет! Важно чередовать занятия «за столом» с различными материалами и двигательные игры. Чем больше, тем лучше!

🟧 Цепочка

  • Ребенок соединяет указательные пальцы с большими, как будто делает маленькие колечки.
  • Затем он соединяет эти колечки, как звенья цепочки, и тянет их в разные стороны, как будто проверяя, насколько они крепкие.
  • Он считает до 10, а потом отпускает и расслабляет руки.
  • То же самое попробовать сделать с другими пальчиками.

🟧 Силач

  • Ребенок сжимает кулачки, сгибая руки в локтях, как силач.
  • И начинает считать: держит как можно больше, а потом расслабляет кисти рук.

🟧 Снежки

  • Ребенок сильно сжимает ладошки, как будто лепит снежок.
  • Затем с силой «кидает» снежок, чередуя руки.

🟧 Повтори за мной

  • Возьмите листы бумаги в клеточку и нарисуйте на них любые забавные фигуры.
  • Затем раздайте детям эти листочки и карандаши.
  • Попросите их повторить ваш рисунок.
-2

🟧 Угадай, что лежит в мешке

  • Положите все предметы в мешок и хорошенько перемешайте.
  • Затем предложите ребенку засунуть руку в мешок и попробовать угадать, что за предмет он держит.

🟧 Рисуем на крупе

  • Насыпьте на поднос тонкий слой крупы.
  • Покажите, что, если провести пальцем по крупе, останется яркая линия.
  • Затем предложите им самим попробовать провести пальчиками по крупе и посмотреть, какие интересные рисунки у ребенка получаются.

5 простых правил развития мелкой моторики

  1. Не забывайте про регулярность. Занятия должны быть систематическими.
  2. Общайтесь с ребенком во время занятий и поощряйте его фантазию. Позвольте ему выражать свои идеи и мысли.
  3. Не заставляйте ребенка делать то, что он не хочет. Дайте ему возможность выбирать – может, сегодня он хочет рисовать, а не заниматься пальчиковой гимнастикой.
  4. Постарайтесь избегать замечаний и критики.
  5. Следите за временем: не забывайте делать перерывы.

Чтобы дети не уставали и им не надоедало выполнять задания, рекомендуем добавлять больше игровых элементов, чередовать упражнения и делать перерывы.

У нас в Британской международной школе есть предмет Art&Craft для самых маленьких учеников (2-5 лет). Ребята не только развивают мелкую моторику и улучшают свои художественные навыки, но и погружаются в различные направления, от рисования и живописи, изучают мастерство лучших художников мира, вдохновляются и создают свои собственные работы, которые потом выставляют на школьной выставке.

🎬 Посмотрите и вы, как проходит наш урок:

Британская международная школа | Родителям | 🎸 Творчество под звуки гитары? Заглянули на урок Art&Craft в школу №1, где учатся наши самые юные ученики БМШ. | Дзен

🇬🇧 Узнайте больше о нашей школе и международном образовании на официальном сайте bismoscow.com.