Наверное, нет больше таких сериалов, где главный герой является дьяволом во плоти. Хюррем из «Великолепного века» интригует, обманывает, отправляет на небо взрослых и детей, стремится к власти ценой чужого счастья и спокойствия государства, не брезгует иногда и предательством, пренебрегает воспитанием своих детей м очень сурово к ним относится. А когда ее выходки становятся известны султану, делает невинное лицо и говорит: «Ой, я это сделала из-за любви!», - и обычно ей все сходит с рук.
Поэтому, хотя история рассказана от ее лица, для многих рыжая бестия не является любимой героиней. Из-за ее плохого нрава, отношения к близким и коварства немалое число телезрителей отдает предпочтение Махидевран, Гюльфем-хатун, Назенин-султан или даже испанской принцессе Изабелле.
Конечно, все понимают, что сериал сильно отступил от реальной действительности в пользу зрелищности. Людям должно быть его интересно смотреть – вот почему главные герои лгут, предают, устраивают покушения и вешают лапшу на уши близким людям. Если бы все они были добренькими, «Великолепный век» никому не был нужен.
Поэтому все понимают, что Хюррем в жизни и Хюррем на экране – это совсем разные люди. А если так, то возникает вопрос: действительно ли рыжая была настолько коварна? Или же ее образ намеренно исказили в пользу «смотрибельности»?
Всякий раз, когда мы говорим о событиях, происходивших в османском дворцовом гареме, нужно понимать, что большая часть информации была получена из европейских источников. А так как ни один иностранец не побывал там лично, то он оперировал уличными сплетнями и сознательно запущенными слухами.
При этом, отношение к Хюррем было очень неровным всегда: при жизни ее считали нарушительницей устоев и ниспровергательницей традиций. А как иначе: первая женщина, на которой женился султан, первая представительница слабого пола, кто участвовал в большой политике и реформатор всего, что ранее считалось незыблемым в султанском гареме.
Поскольку период «женского султаната» считается временем ослабления Османской империи, к ней обычно плохо относятся и современные турки. Они считают, что именно из-за ее личных амбиций была разрушена политическая система их государства, что впоследствии привело к его падению.
Поэтому по объективным причинам репутация у Хюррем не очень. Хотя ее личная степень вины вряд ли была слишком уж велика – рыжая не делала ничего сверх того, что было принято. Просто степень ее влияния была уж слишком масштабной и непривычной для современников.
Тем не менее, немногочисленные исторические свидетельства рисуют более тонкую картину. Роксолана, безусловно, была очень могущественной женщиной. Но вряд ли она являлась таким опасным параноидальным манипулятором. А если и плела интриги, то делала это куда осмотрительнее.
Борьба за власть в османском гареме, конечно, была, но от соперников избавлялись гораздо более стильно. Скорее, по типу «Трех мушкетеров» с их подвесками королевы, чем как в «Великолепном веке». Для этого и требовалась должность валиде-султан, чтобы пресекать все разборки в гареме на корню.
Поэтому размах махинаций Хюррем является предметом для обсуждений. Да, мы знаем, что нападение на нее Махидевран было в реальности, но нам неизвестно, был ли ответ. Мы в курсе, что султан расправился со своим старшим наследником, но не имеем ни малейшего представления о том, засунула ли сюда свой нос рыжая. То же самое касается и всего, показанного в сериале.
В действительности султан Сулейман не проводил столько времени в своем гареме. Напротив, это был очень деятельный человек, который правил империей, не сходя с коня. Поэтому его женщины не пользовались такой влиятельностью, в отличие от боевых подруг следующих османских правителей, которые всю свою жизнь проводили во дворце.
Женитьба на Хюррем, по всей видимости, стала ее решительной и окончательной победой – до ее ухода из жизни других наложниц Сулейман не хотел видеть. Но власть Роксоланы была основана не на ее таланте к интригам, а на уме и превосходном образовании. Такой вывод сделали историки, изучив ее переписку с мужем. Реальная Хюррем была гораздо более интеллектуальной, более утонченной и менее вульгарной, более преданной мужу в традиционном исламском смысле.
Поэтому слухи о ее коварстве были вызваны страхом перед влиятельной и умной наложницей, ради которой падишах пошел на нарушение многих традиций османского султаната. В реальности она была настолько сильна, что ей просто не приходилось интриговать. чтобы избавиться от кого-либо достаточно было приказа.