Ответим сразу: нет. Эльфы в Легендариуме Толкина описываются как светлокожие, в большинстве своём темноволосые, но были среди них семьи с золотыми или серебряными волосами, и часто ассоциируются со светом, чистотой и благородством. Их различия во внешности было лишь в цвете волос, росте, а также воздействии света Древ как разница между Калаквэнди и Мориквэнди, то есть Светлыми и Темными Эльфами.
В черновиках лишь Маэглин, сын Эола, описывался как смуглый, но позже автор отказался от этого, сделав его светлокожим.
Решение Толкина не включать темнокожих эльфов в свои книги можно понять как в контексте его личных убеждений, так и в более широком культурном и историческом контексте. Его Легендариум находился под сильным влиянием европейской мифологии, фольклора и средневековой литературы, которая часто изображала фантастических существ, таких как эльфы, светлокожими существами, и автор, судя по всему, вдохновлялся скандинавскими альвами и кельтскими сидами при создании своих квэнди.
Кроме того, Толкин писал в то время, когда расовые взгляды и стереотипы были широко распространены в западном обществе, особенно когда речь заходит о культурных особенностях средневековой эпической литературы. Хотя произведения Толкина не являются откровенно расистскими, как и в целом мировоззрение самого Профессора, они отражают некоторые расовые предрассудки той эпохи. Отсутствие темнокожих эльфов можно также рассматривать как отражение преимущественно европоцентричного мировоззрения того времени, где персонажи со светлым цветом кожи часто ассоциировались с добротой и чистотой, в то время как более темнокожие персонажи иногда низводились до ролей либо злодеев, либо, в лучшем случае, забавной экзотики в популярной литературе, что вновь восходит к особенностям средневековой литературы.
Более того, эльфы Толкина были созданы как благородная и древняя раса, глубоко связанная с природой и силами Света. Таким образом, их внешний вид, возможно, был намеренно спроектирован так, чтобы отразить эти качества, а светлая кожа и светлые черты лица символизируют их неземную и потустороннюю природу, чарующую красоту и "ангельские" черты.
К тому же, рожденные при свете звезд эльфы отличались от людей своей "духовной организацией", поскольку у них была весьма сильна связь души и тела. Это обеспечивало не только невосприимчивость ко многим болезням и куда большую стойкость, но и вытекающий из этого сильный контроль над протекающими в организме процессами, что вкупе с их "неизменчивой" сутью во многих смыслах исключает необходимость в "адаптации", будь то загар или, как долгосрочно наследственное, изменение тона кожи на уровне поколений (что уже сомнительно в силу куда меньшего числа колен у эльфов в сравнении с людьми).
Важно отметить, что, хотя произведения Толкина подвергались критике за отсутствие разнообразия, они также были продуктами своего времени и культурной среды, в которой они были созданы.
Современная публика, в основном западная, по-разному интерпретируют произведения Толкина и часто выступает за большую инклюзивность и репрезентацию в фэнтезийной литературе. Ярким примером их влияния являются недавно вышедшие сериалы, в особенности «Кольцах Власти» от «Amazon», в которых некоторые эльфы изображены темнокожими (и даже появились эльфы восточно-азиатской наружности).
Безусловно, адаптации возможны, а негативная реакция многих фанатов понятна, но следует понимать, что таковой сериал и ему подобное являются лишь сторонними интерпретациями, пусть порой и негативно влияющие на образ, представление первоисточника в массовой культуре. Как уже было сказано, эльфы в мифопоэтическом творчестве Толкина являются сугубо светлокожими, и иного мы не имеем, даже вопреки потугам оголтелых фанатов вышеназванного сериала, что пытаются оправдать наличие темнокожих эльфов софистскими "аргументами от умолчания", руководствуясь неясными мотивами.
Автор статьи - Elvenstar (при редакции Айриона). Публикация статьи на Дзене одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.
Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ!