Что может быть лучше советских гашеных почтовых марок? Лучше гашеных почтовых советских марок могут быть только гашеные советские почтовые марки. Их не жаль утратить или повредить, ибо такие марки всегда доступны к приобретению. Их можно показывать друзьям и коллегам, рассказывая о том славном времени, в котором многие из нас или некоторые когда-то жили. Рассказывать следует откровенно и без всякой утайки, без умолчаний и недомолвок. Нет нужды в умолчаниях и лакировке прошлого, поскольку негативные стороны тогдашней нашей жизни на марках нашли, может быть, косвенное отражение.
Телевизоры были дороги и плохи. Однажды был приобретен телевизор третьего класса черно-белого изображения "Рассвет-307". И советский мальчик познакомился с удивительными мультфильмами. Мальчик знал, что такое телевизор. Чтобы посмотреть телевизор, надо было идти в гости, к соседям. У них был телевизор с линзой. И соседи шутили, что за просмотр телевизора надо брать с мальчика деньги. Но когда появился "Рассвет-307", то стало можно смотреть мультфильмы всякий раз, когда их показывали. И смотреть дома. А к соседскому мальчику и его сестренке продолжать ходить в гости, чтобы поиграть. Благо их родители уходили на работу и дети оставались одни. И можно было прийти в гости и играть, в том числе изображая персонажей любимых мультфильмов.
Нравились рассудительный Винни-Пух и смешной Пяточок. Анекдоты рассказывали о данных героях, сочиняли шутливые присловья. В частности, о том как Винни-Пух и Пяточок собирают окурки на автобусной остановке, а затем ссорятся из-за хорошего чинарика.
Но на первом месте, разумеется, Волк и Заяц. Это были сверхпопулярные персонажи. Посмотрев мультфильм утром, можно было смеяться целый день.
Радостная сторона жизни заключалась в том, что все взрослые постоянно работали. Родители уделяли детям мало внимания, поскольку всегда были на работе. И дети должны были развлекать себя самостоятельно. Хорошо было тем, у когда рядом жили бабушки и дедушки. Они могли за детьми присматривать. Почему же эта сторона жизни радостная? Потому что работа в поле и конторах давала родителям и детям средства к существованию. А печальная сторона жизни заключалась в том, что старшие умирали. В начальной школе каждый год детьми занималась новая учительница, поскольку прежняя уходила в лучший мир. Три года советский школьник учился в начальной школе. И каждый год в класс приходила новая учительница, чтобы заниматься с детьми. Однако надо сказать, что советское государство принимало необходимые меры для борьбы с онкологией. Трудно сказать, были ли данные меры достаточными. Но и сейчас хороший хоспис есть не в каждом городе и не в каждом районе.
Деревенская жизнь прекрасна. Но чтобы продолжить обучение после средней школы, надо стать студентом государственного университета. Пусть это не будет университет в мегаполисе, пусть это будет университет в областном центре. Университет для выпускника сельской школы большое достижение. К счастью, удалось переехать в райцентр и завершить обучение в городской школе.
Обучение в университете расширяет кругозор. Довелось познакомиться с разными студентами и жителями областного центра. Один из них служил срочную службу в Африке, в братской Эфиопии. Он рассказывал, что военнослужащим запрещали пить воду и вступать в отношения с местными жительницами. Вода кишела разными микроорганизмами, безвредными для африканцев, но смертельными для советских граждан. А общение с местными жительницами было чревато венерическими заболеваниями, самая страшная из которых загадочная "четвертая африканская". Однажды этого студента вызвали в военкомат, чтобы сказать, что ему статус участника боевых действий не полагается. Советские военнослужащие в это время не воевали. Воевали кубинцы, а советские военнослужащие доставляли для них грузы. И страдающее от войны население снабжали гуманитарной помощью. А советские военные врачи лечили людей, в том числе от "четвертой африканской".
Другой горожанин проходил срочную службу в Венгерской Народной Республике. За пределы военного городка советским военнослужащим выходить запрещалось. Так горожанин был в Венгрии, но Венгрии не видел. Позже довелось познакомиться с венгерскими коммерсантами, когда эпоха исторического материализма в Венгрии и у нас закончилась. С венграми надо держать ухо востро. И фиксировать устные соглашения документально, чтобы в отношениях существовала определенность.
Разумеется, в деревне было можно не только смотреть мультфильмы, но фильмы про индейцев в сельском клубе, в том числе по произведениям Фенимора Купера. И брать его книги в сельской библиотеке. Она считалась городской, но по факту была деревенской. Есть у нас города, в состав которых входит множество отдаленных поселков. И жизнь в поселках, т. е. на городских выселках, очень даже деревенская. С тем лишь исключением, что многие или некоторые родители должны ездить на работу в город служебным или общественным транспортом.