Можно видеть, как разнообразные по форме неприятия знаний о Незримости сводятся к одной причине – неготовность принять факт неповторяемости, свойственной всем тонким проявлениям Энергии, как, впрочем, и всем явлениям не только в Незримой, но и "зримой" Природе. Не потому ли так медленен прогресс в познании Действительности, что царит убеждение о необходимости упорядочивания, приведения к единым закономерностям всего бесконечного множества проявлений энергий, разнопорядковых, и при этом непрестанно взаимовлияющих.
Так, энергия мысли не исследована не потому, что её в принципе не готовы признавать, но потому, что отделить её от множества энергетических явлений, где качество мысленной энергии непрестанно влияет на все процессы, трудно. Наблюдение тонких проявлений в "физических" процессах продвинет в понимании Действительности. "Точной науке" предстоит признать, что в потоке Бытия не может быть "точности" в её буквальном понимании, ибо каждое мгновение не повторяет предыдущее. Утверждение об относительности, так часто звучащее, далеко не осознано, не применено.
Понятно, что акцент практической применимости побуждает "брать" в исследованиях лишь то, что может быть технически применимо, поэтому энергии мысленные (с их "неуловимостью") легче пока игнорировать в науке описательной, технически направленной, но человек нуждается в знании Природы, где есть место Энергии сознания, энергии мысленной. Не "информации", но именно энергии, обладающей всеми качествами сознания, сердечности, духовности.
Казалось бы, наука шагнула в область, где бесконечность "дробления" материи уже открывает истину бесконечного разнообразия в Единстве Энергии. Так же и философия должна бы внедрять в мировоззрение идею Движения, суть которого именно в неповторяемости мгновений. Психология тоже имеет дело с великим Движением в виде уникальности каждого характера и изменчивости человеческих восприятий и поведения, множественности воздействующих факторов, при отсутствии какой бы то ни было "завершённости".
И всё же, "не даётся" современному Миру истина о неповторимости. Думается, что в этом есть не только "страх" перед жизнью, которая в этой непрестанной изменчивости своей лишает материалистичное сознание ощутимой им "плотности" как опоры. Но ещё, по-видимому, есть и заинтересованность непросвещённой воли, для которой изменчивость кажется "обликом" хаоса.
Истина прекрасна, и ум человеческий не сможет найти даже самую, на его взгляд, удобную "упорядоченность" там, где жизнь и жизненность явлений проявляется в непрестанной изменчивости. Теряют жизненность, силу и красоту проявления в системах применения "прокрустового ложа". Но сознание человечества Нового мира, расширенное в духовную область, радостно примет (или принимает) качество тонкости Бытия. То, что страшит сознание, ограниченное физическими восприятиями, – то окрыляет сознания одухотворённые. Люди, которые ощущают несоответствие общепринятых форм, ограничивающих мысль, тонкости и красоте мысленных энергий – Пространству с наполняющей его высшей Мыслью и тонкостью вибраций Сфер Высших, – с радостью восприняли Новое Учение о Психической Энергии.
Единая Основа Природы (Природы во всей её беспредельности, зримой и Незримой) является Мирами "плотным" и Тонким, Огненным и Высшим – именно благодаря разного рода взаимосочетаниям дифференциаций этой Единой Энергии, дающей и разные Планы действительности, и разнообразие форм жизни и мысли на этих Планах. Да, пока это вопрос более философский, чем естественнонаучный, с точки зрения устоявшихся подходов. Но ведь и философия должна идти впереди конкретного знания, освещая путь познания, так же, как и чувство красоты всегда сопутствует поиску, являясь критерием истинности.
Принять истину о многообразии градаций Материи, и тот факт, что мысль – тоже энергия, не имеющая преград в распространении и проникающая в самые тончайшие слои материи – значит уже подойти к исследованию Духовного Мира.
Но на пути такого познания стоит непринятие факта неповторяемости всех явлений, связанных с тонкими энергиями. Так, в опыте с передачей мысли малейшее изменение настроения сыграет свою роль, как и часто меняющиеся токи пространства, как и степень гармонии аур сотрудников, и многие другие причины, включая космические (не потому ли отвергается астрология, что она тоже "расширяет" диапазон воздействий, которые придётся учитывать при исследовании тонких процессов?).
Послушаем, как прекрасно и точно сказано в Учении о неповторимости и о проблеме ума, не желающего выйти на простор Потока Жизни, с её непрестанной изменчивостью, неповтряемостью мгновений:
"…неповторимость явлений Надземного Мира. Щедрое богатство необозримой области Надземного Мира должно дать различные аспекты Сущего, но для ученых среднего уровня именно такое качество мешает признать исследования Надземного Мира как науку. Уже давно Мы настаивали на научном основании, но ученые хотят иметь точную науку. Они забывают, что такая точность вполне относительна и зависит от многих причин. Ученые предпочитают медленно двигаться по проторенной тропе и страшатся заглянуть в Неведомую Область. Мы признаем последовательность научную, но не можем позволить ученым оказаться трусами. Они боятся неведомого проявления сил Мироздания. Они не хотят понять, что сама неповторимость явлений должна быть для них увлекательна… Мыслитель увещевал не бояться Беспредельности" ("Надземное", 945).
Но не только учёный должен преодолеть страх перед беспредельностью. Люди постоянно демонстрируют этот страх – в нежелании принять глубину Знания, в стремлении считать Истину раз и навсегда выраженной и не имеющей права на многообразие Лучей Единого Солнца Истины. Знание о человеке, как оно приоткрыто Великими Учителями, тоже требует приятия закона неповторимости сочетаний энергий и изменчивости. Так в Учении Будды дано "трудное" знание о скандхах, суть которого в том, что душа человека не есть нечто неизменное и представляет собой сочетание различных энергий, которые определяют человека – от облика и характера до умственных и духовных способностей.
Обратите внимание, сегодня генетики ищут способ "программирования" человеческого типа, а знание, которому более двух тысяч лет утверждает, что лучший способ усовершенствования человека – это улучшение качества мышления и качества мотивов, непрестанно формирующих условия сочетания и фомирования "скандх", которые и определят всё последующее для человека, и в формах, и в сущности его.
Несмотря на то, что европейские мыслители изрядно заимствовали из Восточного Учения (к примеру, К.Г. Юнг с теорией Архетипов (пространственные мыслеформы), У. Джеймс – концепция сознания как Потока – в чистом виде идея Будды), в сознании людей идея изменчивости, неповторяемости плохо "приживается". Многим хочется о "душе" думать как о чём-то "данном раз и навсегда", о формах и путях эволюции – как о "заданных Программой". Но истина – в красоте непрестанного изменения, в котором непрестанно рождаются новые энергии, новые миры, и "новое" сознание человека.
Люди, вмещающие красоту Движения и красоту Беспредельности, никогда не остановятся в развитии, и радость жизни никогда не покинет сознание, вместившее эти истины и осуществляющее их. Даже Тонкий Мир надо принять как область бесконечного разнообразия, дающую каждому живому сердцу всё, необходимое для развития и восхождения. Но ждущий "рай неподвижности" раньше или позже вынужден будет преодолеть своё желание "покоя", ибо покой неподвижности сознания и мысли противоположны бессмертию.
О многообразии Тонкого Мира и причинах этого бесконечного многообразия, напишем в дальнейших наших материалах.
Автор статьи Гореликова М. В.