Главное отличие великих Учений – в глубине и синтетичности мысли. Человеку свойственно испытывать трепет в сердце, когда он соприкасается с Мыслью, охватывающей глубины бытия, устремлённой к горизонтам Истины, свет которой подобен свету от дальних звёзд. Высоты Истины слишком "удалены" от "времени" эволюции сознания на Земле. Это сравнение света Истины с астрономическими расстояниями понятно тем, кто знаком с основами духовного "устроения" человека и понимает принцип эволюции в области сознания. Мысль Высших Сознаний проникает в дали, которые духу и мысли человека ещё не доступны.
Великие Учения даются в доступной для прогрессивной части человечества части знания, но сама глубина Сознаний, из которых исходят Учения, даёт объёмность даже тем идеям, которые кажутся "простыми и понятными" многим.
Если понимать, что человек, даже наиболее развитый на настоящее время эволюции, отличается от человека Будущего степенью способности умозрения (назовём так разум, имеющий открытость на более высоких уровнях действительности), отличается примерно так, как сегодняшний наименее развитый ум отличается от мудреца, то нетрудно понять, почему великие Учения, все исходящие из более высокого Плана сознания, очень отличны от того, что является привычным для человечества текущего времени.
Свет идей Учений велик, а форма выражения мысли синтетична, целостна, чем противостоит присущей современной науке и философии дискретности.
Обратим внимание на следующую особенность всякого явления глубокой мысли, в которой присутствует свет Истины высшей (не временных и относительных истин ума). Соприкосновение со всеми такими явлениями Истины проявляется в разного рода озарённостях мысли читающего, когда за выраженной мыслью виден объём знаний словесно не выраженных, но как бы "высвеченных". Тогда мысль читающего инициируется светом глубины.
Люди знают вдохновение от великого искусства, побуждающего творить и глубже чувствовать, но мысль высокого плана в высшей степени способна инициировать творческую способность человека (конечно, при любви к Истине и Красоте).
Знания о том, что всё есть Психическая Энергия, энергия мысленная, дают возможность понимать, как огненность (высшая степень одухотворённости) мысли воздействует на сознание и разум человека. Высокая мысль поднимает вибрации сознаний, открывает очи разума в буквальном смысле – "пробуждая" к действию высшие центры, которые "спят" у большинства человечества. Эти высшие центры, соответствия в физическом теле которым – мозг и сердце, причём в их объединённом действии, – развиваются при условии мышления одухотворённого.
Этот высший манас, ум, единый с духовностью и сердечной энергией – есть тот "орган" в человеке, к которому обращены все Великие Учения.
Люди, любящие философию настоящую и вдохновляющиеся мыслью великих учений, не могут не испытывать душевных страданий от тех форм, которые приняты за основы в современной гуманитарной науке. Дробление, систематизация, классификация – методы, пригодные к изучению "предметного" мира. Но как методы в области философской мысли, включая философскую литературу, психологию, высокое искусство, они не пригодны.
Свидетельство тому – бытующий скепсис в отношении способности науки "объяснить" талант или "научить" талантливому мышлению и творчеству. (Заметим, что "метод" как раз существует, но он и состоит в принятии Синтеза, в противодействие царящей дискретности, которая стремится овладеть жизненностью путём "обезжизневания"). Этим фактом и обусловлен справедливый в этом случае скепсис: мысль гениальная объёмна, синтетична, исполнена света, исходящего из Духовного Плана. Можно выявить и "расклассифицировать" следствия такой мысли, но только целостная одухотворённая мысль несёт Свет Истины; разделённая на части, она теряет свет глубины.
К сожалению, сфера философии к настоящему времени представляет собой удобное поле для торжества даже не просто малых, обычных интеллектуальных спекуляций. Хуже всего то, что обезжизниванию в результате дроблений и "незаконного" (с точки зрения уважения к мысли) классифицирования, стало подвержено множество великих идей. Так философия в интеллектуальных спекуляциях утратила свою суть и основу жизненности – Свет Мудрости, Свет Истины.
Именно Светом Истины ценны великие Учения. Посмотрите, что стало с идеями Платона, подвергшимися "классифицирующей" способности механического интеллекта, которая "с блеском" "разнесла" по томам диссертаций "осколки" великих идей, изуродовав их.
Сегодня немало людей считают, что такой диссертационной обработке должно быть подвергнуто и Учение Живой Этики, с разной степенью "наивности" полагая, что это якобы "продвинет науку". Нет, науку продвинет освобождение её как раз от метода умаления идей, дробления мысли, ценной её цельностью - светом высшей жизни, Высшей Мысли.
Закончим эту статью "ответом" Учения тем, кто всегда желает иметь "школьный учебник" вместо Учения с его высотою Мысли и захватывющей дух красотой Бытия Высшего. Учение говорит, что знание человек должен "собирать" (заметим, что образ пчелы является древним символом ученичества; смысл – самостоятельный труд сознания, и образуемый "мёд" – углубляющееся сознание, обретённые знания и претворённые в жизни). Вслушаемся в слова, выражающие эту истину:
"…У Нас никогда не допускались насильственные навязывания и сложные изложения. Людское сознание должно подобно пчеле отовсюду собирать сведения, чтобы свободно и добровольно сложить из них свое мировоззрение. Только такая трудовая жатва подвинет самоусовершенствование.
Многие ждут целых систем миропонимания. Такие люди хотят, чтобы их вели, как слепых, но Наш древний метод говорит: «Познай самого себя». Мы готовы щедро наделить искрами мировой мозаики, но сложить свой узор должен сам человек" ("Надземное", 118).
Автор статьи Гореликова М. В.