Найти в Дзене

Откуда брали свои научные теории создатели психологии Уильям Джеймс, Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг

"Ex oriente lux" ("с Востока Свет") – гласит древняя мудрость. Все мировые религии, великие духовные Учения (включая Христианство) пришли к нам именно с Востока. Неудивительно, что всё лучшее и подлинное, что есть в современных науках, родилось на Востоке, и, хотя бы частично, принято Западной мыслью за основу собственных построений, увы, не всегда качественных, но подчас даже извращающих Истину, как бы увиденную через мутное и грязное стекло не просвещённого духом интеллекта. Философия Платона и Математика Пифагора (воспринятая Западом через пифагорейца Евклида), "отец Истории" Геродот, "отец Географии" платоник Эратосфен, "отец астрономии и тригонометрии" Гиппарх… Последующие поколения учёных Европы базировались на великих Основах, полученных из древних Источников – большинство Основателей отраслей научного Знания были Посвящёнными, в Таинствах Мистерий узнавшими великую Мудрость, воспринятую с Востока. И совершенно неожиданным образом, многие великие идеи и формулы Восточного знан
Оглавление
Фото автора
Фото автора

"Ex oriente lux" ("с Востока Свет") – гласит древняя мудрость. Все мировые религии, великие духовные Учения (включая Христианство) пришли к нам именно с Востока. Неудивительно, что всё лучшее и подлинное, что есть в современных науках, родилось на Востоке, и, хотя бы частично, принято Западной мыслью за основу собственных построений, увы, не всегда качественных, но подчас даже извращающих Истину, как бы увиденную через мутное и грязное стекло не просвещённого духом интеллекта.

Философия Платона и Математика Пифагора (воспринятая Западом через пифагорейца Евклида), "отец Истории" Геродот, "отец Географии" платоник Эратосфен, "отец астрономии и тригонометрии" Гиппарх… Последующие поколения учёных Европы базировались на великих Основах, полученных из древних Источников – большинство Основателей отраслей научного Знания были Посвящёнными, в Таинствах Мистерий узнавшими великую Мудрость, воспринятую с Востока.

И совершенно неожиданным образом, многие великие идеи и формулы Восточного знания обнаруживаются у тех учёных, которые сегодня считаются основателями самых современных отраслей Науки, и, в том числе, психологии.

Творцы научных теорий далеко не всё в своих трудах заимствовали у Восточной Мудрости, но самое лучшее, чем они "прославились" в нынешнем мире Запада, определённо имеет восточное происхождение. Улитка современной науки ползёт медленно, не поспевая за огненными мыслями Учений Духа, и прячась то и дело в "домик" раковины своей методологии, надёжно защищающей её, "официальную" науку, от проникновения всего нового, превышающего её "мирок", т.е. узкоматериалистический кругозор. Итак, какие же Восточные Идеи считаются (пусть и в крайне изуродованном виде) "шагом вперёд", стимулировавшем развитие научной психологии, начиная от её зарождения в конце XIX – начале XX века?

Приведём три примера из теорий знаменитых учёных-психологов, стоящих, как считается, у истока современной научно-психологической мысли.

Уильям Джеймс (Джемс), "отец психологии"

Известнейший американский философ и психолог, Уильям Джеймс (1842 – 1910) считается сегодня практически основателем науки Психологии. Во всяком случае его знаменитый труд "Принципы психологии" (изданный в 1890 г.) стимулировал всемирное развитие этой науки, и до сих пор считается ценнейшим источником научной мысли. Важнейшим принципом психологии, "изобретённым" У. Джеймсом, считается понятие "поток сознания", понятие, существенным образом предопределившее многие подходы современной психологии.

Некоторые полагают, что У. Джеймс заимствовал этот термин у литератора Марселя Пруста; однако "поток сознания" у Джеймса имеет совершенно другой смысл. Тем не менее, идея, выраженная в данном понятии американского "отца психологии" – совершенно буддийская идея, так как во множестве буддийских трудов, написанных за века до наших времён, человек рассматривается, как поток постоянно меняющихся дхармо-частиц, или скандх.

Откуда отец психологии мог взять эту буддийскую идею, явившуюся, как сегодня считают, главной его "заслугой" перед современной наукой? – Всё дело в том, что в 1882 году (за 8 лет до "открытия" им потока сознания) Уильям Джеймс вступил в Теософское Общество, и, конечно, приобщился к теософской и восточной литературе, не только распространяемой, но и объясняемой теософами. Объясняемой на тот момент впервые, объясняемой не в соответствии с так называемой "востоковедческой" точкой зрения, но с точки зрения Сокровенного Учения Востока.

Несмотря на то, что он впоследствии не афишировал своей принадлежности к теософам, не следовал теософскому учению и, конечно, не раскрывал источников своего "вдохновения", он продолжал пользоваться ими. Так, например, в своих Эдинбургских лекциях обширно цитировал "Голос Безмолвия", переведённый на английский язык Е.П. Блаватской.

Среди мыслей, высказанных У. Джеймсом в его трудах, присутствует идея, что видимый нами мир является частью Духовной вселенной, составляющей его сущность; гармонизация и единение с ней – главная цель жизни человека. Кроме того, психологические и даже материальные эффекты в нашем "низшем" мире имеют причиной течение духовной энергии. К сожалению, такие мысли были отвергнуты материалистическими "продолжателями", выстраивавшими западную науку психологию.

Зигмунд Фрейд, "отец психоанализа"

В 1909 году, за год до смерти У. Джеймса, у него в гостях, в Америке, побывали Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг. Но, конечно же, не от "отца психологии" они позаимствовали восточные и теософические "источники" некоторых своих "идей" – так как были знакомы с этими источниками ещё с конца 19 века.

Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) поистине является мировой знаменитостью, ведь о нём мало кто не слышал (в отличие от двух других учёных, о которых идёт речь в этой статье). Отношение к Фрейду как к учёному и исследователю довольно "полярное", от безусловного восторженного принятия – до крайнего сомнения, и даже обвинений в "интеллектуальном шарлатанстве". Но несмотря на это, никто не может отрицать огромного влияния, оказанного австрийским учёным на мировую научную мысль.

Близкий друг и первый биограф Фрейда Эрнест Джонс указывал на то, что Фрейд в определённый период жизни "был увлечён оккультизмом", и "зачитывался" соответствующей литературой. Многие исследователи (такие, например, как Мирча Элиаде) усматривали прямую связь между некоторыми положениями теософского Учения и отдельными теориями Фрейда.

Конечно, Фрейд не "транслировал" положения Восточной Мудрости, но "преломлял" полученные идеи через призму своего, увы, не очень чистого в духовном смысле мыслительного аппарата, и получившееся выглядит (по сравнению с великими Оригиналами) жуткими искалеченными пародиями. Тем не менее, даже эти пародии, в силу, с позволения сказать, "родства" с оригиналами, явились очень впечатляющими и притягательными – и именно поэтому многие из них легли в основу современной научной психологии.

В частности, во "фрейдовской" структуре личности (модели психики, как сегодня это называется) легко усмотреть теософский "посыл" (первоисточником назвать язык не поворачивается). Фрейдовские "Оно", "Я" и "Сверх-Я" ("Супер-эго") явно позаимствованы (с попутным извращением) из "кама-рупы", "манаса" и "Буддхи", описанных в статьях и книгах Е.П. Блаватской.

"Область бессознательного" в описании, данном Фрейдом, в том числе в связи со сновидениями, нередко сильно напоминает Астральный мир и Записи Акаши. Многое из того, что творится "за пределами актуального сознания" человека, описано Е.П. Блаватской в её трудах, и эти описания явно использованы Фрейдом при построении его собственных "теорий". Психическую энергию Фрейд свёл к самому нижайшему её проявлению – половой энергии (либидо), и т.д.

Карл Густав Юнг, "отец аналитической психологии"

Известнейший швейцарский учёный, психолог и исследователь мифологии, Карл Густав Юнг (1875 – 1961) прославился, как исследователь средневековой Алхимии, раннехристианского Гностицизма, а также как автор концепций "коллективного бессознательного" и "Архетипов". Все его исследования, казалось бы, в разных областях, на самом деле являются логичными и "гармоничными" составляющими его научной концепции в области психологии.

К моменту начала исследований Юнга в области Алхимии и Гностицизма эти древние направления человеческой мысли пренебрегались "официальной" наукой: алхимия – из-за сложнейшего символизма, казавшегося материалистичным учёным сборником нелепиц, а гностицизм – из-за крайне агрессивного отношения к нему христианских церквей, сильно влиявших на выбор наукой (даже в начале 20 века) объектов исследования. Поэтому тогдашние научные описания этих "течений" выглядели, скорее, как исследования "бредней, рождённых диким средневековым сознанием", и "еретических опусов, написанных тайными врагами христианства". Зерно Истины там найти не предполагалось.

Тем не менее, Юнг не был "первопроходцем" в исследовании глубочайшего символизма алхимии и гностицизма, и определённо пользовался трудами Е.П. Блаватской, посвящёнными этим сложнейшим вопросам. Ещё в молодости, проведённой в Саратове (в имении своего деда – саратовского губернатора) она изучала алхимические произведения, собранные в большом количестве её прадедом, князем Павлом Долгоруким.

Конечно, здесь речь идёт не о том, "кто первый написал о чём-то" (хоть это и ценится современной наукой), – но об истолковании, открытии подлинных смыслов древних произведений; эти-то истолкования Юнг "щедро" почерпал в трудах Е.П. Блаватской, "скромно" умалчивая об источниках своего "вдохновения". То же можно сказать и о гностических произведениях, существеннейшие из которых были переведены, изданы и истолкованы Е.П. Блаватской (см., например, книгу "Пистис София").

Что же касается "коллективного бессознательного", и "архетипов", в нём обитающих, данная концепция Юнга является определённо очередным преломлением, претворением идей, заимствованных им опять же из теософских источников. В "архетипах" Юнга нетрудно узнать Эйдосы Платона, только совершенно извращённые. Что же касается "коллективного бессознательного" (или коллективного сознания, находящегося за пределами актуального осознавания), являющегося, согласно Юнгу, источником мифов, сказок и пр., то в этой связи стоит обратить внимание на некоторые цитаты из "Тайной Доктрины" Е.П. Блаватской:

"Часто замечалось наблюдательными писателями, что «происхождение почти всех народных мифов и легенд можно было неизменно проследить до какого-то факта, имевшего место в Природе».
В этих фантастических творениях плодовитого субъективизма всегда имеется элемент объективности и действительности. Воображение масс, как бы ни было оно беспорядочно и неуравновешенно, никогда не могло бы представить и создать ex nihilo [из ничего] такое количество чудовищ, такое богатство необыкновенных сказок, если бы оно не имело своим центральным ядром те носящиеся воспоминания, туманные и неясные, которые связывают разорванные звенья цепи времени, чтобы создать из них таинственную ткань мечтаний нашего коллективного сознания" (Е.П. Блаватская "Тайная Доктрина", том 2, часть 1).

Конечно, во множестве статей, комментариев и книг Е.П. Блаватской содержатся более подробные сведения на эту тему.

При этом К.Г. Юнг безусловно был знаком с трудами Е.П. Блаватской и с теософской литературой, и даже "удостоил" их благосклонного упоминания в некоторых своих книгах (см., например, книгу "Психология и религия", 1958 г.).

К сожалению, сегодняшняя наука предпочитает воспринимать глубокие идеи о психике человека не из Первоисточников, но, с позволения сказать, в "ферментированном" виде, прошедшими "через организм" некоторых исследователей и представшими перед нами, скажем так, в сильно "модифицированном", а подчас и полуразложившемся виде.

Скорее бы настал момент Истины и торжества справедливости! Когда он наконец настанет, человечество склонится в благодарности перед Теми, чьими Мыслями и жертвенными Трудами мы живём и обретаем счастье!

Василевский А.В.

Дорогие друзья, благодарим вас за высказываемые в комментариях мысли и суждения. Мы очень ценим общение с вами!! Большое спасибо за ваши сердечные отзывы!