Душа человека кажется нам чем-то цельным только потому, что она "нанизана" на "стержень" духа, дух как бы "просвечивает" сквозь те действия души, которые являются духовными. Сама же душа состоит из энергий, каждая из которых представляет собой как бы воплощённую мысль или чувство определённой силы и качества. (Буддисты, например, описывая душу, говорят о скандхах – энергетических частицах – вихрях энергии)
1. Каждая из этих энергий порождается самим человеком – каждой мыслью, каждым словом, каждым поступком
2. Чем сильнее переживание этого чувства или мысли, тем сильнее и долговечнее будет энергетический вихрь. Чем возвышеннее мысль и чувство – тем духовнее будет энергия, остающаяся в энергетической оболочке человека.
По мере душевной деятельности человека энергии накапливаются, складывая характер. Энергии, находящиеся в душе человека (в оболочке духа), обладают свойством взаимодействовать с другими энергиями, т.е. притягивать из пространства, и в т.ч. от других людей, соответствующие по качеству энергии (и таким образом усиливаться), а также воздействовать на других людей – вернее на их энергии
3.Энергии души очень разнообразны: различны по уровню, по качеству, по напряжённости; здесь и черты характера – дружелюбие, жизнерадостность, старательность, нетерпеливость, раздражительность, уныние и многое другое, здесь и возможности человека – умение анализировать тексты, способность различать звуки, чуткость к энергиям мест и людей, способность овладевать сложными понятиями и т.д.
После смерти тела накопленные энергии не исчезают, но ждут нового воплощения; по мере развития родившегося ребёнка они вступают в действие, оказывая влияние на его жизнь.
В поле зрения человека, смотрящего только на внешние по отношению к нему самому явления, попадают время от времени лишь отдельные из его собственных энергий; такой человек обычно переживает пришедшее чувство или мысль как нечто не имеющее к нему отношения, наведённое извне, не понимая, что он постоянно несёт эти энергии в себе, и они лишь усиливаются или ослабляются, соприкасаясь с внешней средой. Т.е. не временное и якобы "случайное" настроение (вспышка гнева, тягость уныния, жадное любопытство или змеящаяся зависть), но "обитатели" нашей собственной души, которые могут "выглянуть" из неё (и непременно выглянут) в самый неподходящий момент.
Чтобы не быть слепым в бушующем море энергий – своих и чужих – необходимо осознать свои энергии, постоянно наблюдая и дифференцируя их (т.е. осознавая их принадлежность себе, их качество, их возвышенность или низменность, их воздействие на свою жизнь и жизнь других людей). Энергии могут быть инструментами, которыми можно пользоваться для своего одухотворения – развивая одни и преобразовывая другие, а можно быть несчастным безвольным седоком обезумевших коней-энергий, которые будут в этом случае владеть своим "всадником".
Главным центром-источником лучших энергий души человеческой является сердце. Сердце, подлинно, надо воспитывать, чтобы оно источало любовь и сострадание; этот мощный факел, будучи единожды зажжённым, озарит и самого человека, его жизнь, и всё окружающее.
Живой огонь сердца очистит человека от всего тёмного, эгоистического, преобразит, трансмутирует и утончит скандхи; но он также откроет новые возможности восприятия тонких энергий – сделав чуткое сердце наилучшим из возможных «инструментом» познания своей души и окружающего мира.
Постепенно утончая свои восприятия, воспитывая свой вкус (т.е. чувство красоты) и душевное благородство – путём приобщения к возвышенным, возвышающим душу явлениям искусства, природы, Знания, к образам Героев и Духовных Идеалов, – можно утончить свои скандхи до такой степени, что станут доступны высокие энергии, высочайшие восприятия, незнакомые многим.
Приоткроется глубина Писаний Мудрости, Красота подлинно великих Творений Искусства вознесёт дух воспринявший на небывалую высоту, и Жизнь Героев и Богов, ходивших по земле, станет не чем-то далёким, абстрактным и недостижимым, но единственно возможной формой существования. Созерцая Природу, увидит человек не просто красивые виды, но Знаки Божественной Истины, просвечивающей через Красоту и Живую Ткань, насыщенную огненной Праной. И жизнь перестанет быть чередой событий, связанных с телом и с судорожными, рефлекторными движениями души; но, благодаря ощущению Луча ведущего, станет Путём Служения и Познания, и приведёт к Счастью Общения Высшего.
1 - Скандхи (буквально – "свёртки", "группы") – это тонкоматериальные "частицы" (как бы маленькие энергетические вихри), из которых состоит человек. Распространённое учение буддизма говорит о 5 группах скандх (доступных нашему пониманию):
– рупа-скандхи – отвечающие за "форму", внешний вид тела, цвет и др., т.е. "формирующие" тело, как плотное, так и астральное;
– ведана-скандхи – отвечающие за чувствования, точнее, за переживание ощущений, т.е. составляющие суть астрального тела;
– санджня-скандхи – отвечающие за оперирование логическими понятиями, представлениями, т.е. составляющие рассудок, низший интеллект;
– санскара-скандхи – отвечающие за "черты характера", "привычки", "силы" человека в той или иной области – в т.ч. за его способности, т.е. это энергии человека, рождённые его кармической деятельностью – мыслями, словами и поступками, принадлежащими как этой жизни данного духа, так и всем предшествующим жизням-воплощениям;
– виджняна-скандхи – отвечающие за сознание человека на этом, земном плане, т.е. наиболее близкие духу энергетические "частицы", служащие его проявлению (точнее, проявлению его воли) на земном плане.
Глубокое Учение буддизма говорит также о группе из пяти локоттара-скандх – как о результате трансмутации низших скандх.
2 - В одном древнем буддийском трактате говорится: "манас порождает скандхи". Манас – это разум человека, двойственный посредник между духом и душой. Двойственный – потому, что часть его принадлежит Высшей душе человека, непосредственно облекающей дух, другая же часть – составляет часть низшей, смертной души и проникнута её энергиями.
Автор статьи Василевский А.В.
Эту статью: "Истинная природа способностей" , - можно читать полностью на нашем сайте "Живая Школа".