Казалось бы тематика с разного рода «продлениями срока действия договора с оператором связи» и «просроченные СИМ-карты» уже известна всем и каждому.
Я обозревал ее и производные форматы несколько раз и, казалось бы, ничего нового уже не сообщить.
Но нет… Жулье продолжает «доить» тему, формально подходящую к каждой потенциальной жертве.
Помимо банальных звонков вслепую, видимо, жулики еще и отрабатывают более индивидуальные подходы к «клиенту», используя обширную информацию из «источников открытых данных».
Ваш номер неактивен!
На минувшей неделе раздается звонок. Никаких предупреждений от «фильтрационных программ», обычный номер. Судя по префиксу – даже относящийся к моему оператору.
Отвечаю.
Играет автоинформатор. Точные формулировки не запомнил, общий смысл такой.
Уважаемый абонент! Это информатор вашего оператора сотовой связи «название». Сообщаем, что ввиду неактивности ваш номер будет отключен и передан путем свободной продажи другому абоненту. Основание: пункт *какой-то* договора об оказании услуг сотовой связи. Для более подробной информации оставайтесь на линии. Оператор ответит через 2 минуты.
Конечно же, останемся!
В принципе все понятно, но поглумиться я всегда «ЗА» при наличии свободного времени, ну и деятелей этих занять лишние 10-15 минут дело доброе и благое.
Тут такой момент: процедура отключения неактивного номера РЕАЛЬНА. Но, в зависимости от условий договора с каждым оператором, чаще всего применяется после 4-8 мес. отсутствия платной активности на телефоне и (или) при нулевом балансе.
Если номер продолжает «молчать», то отправляется в период «отлежки» и через 3-6 месяцев найдет нового хозяина. Тоже с возможными последствиями для владельца, о чем я уже писал:
Следовательно, если вы пользуетесь сотовым номером, звоните с него и пополняете/тратите баланс, то никакие отключения ему НЕ ГРОЗЯТ.
Но ждем «оператора». Как-то же он будет нам "причесывать" затылок о риске блокировки активного номера?
- Здравствуйте! Ведущий специалист отдела по взаимодействию с клиентами оператора такого-то, Николай! – бодрый, официальный, без явных южных оттенков голос.
- Добрейшего вам. Что за ерунда? – максимально взволнованно вопрошаю я. Аж сам верю переживаниям!
- Ваш номер ввиду отсутствия длительное время активности будет заморожен, отключен и передан на продажу другим абонентам.
- Это шутка или развод? Вы мне сейчас звоните на этот номер! Как он может быть неактивен? – не сдерживаясь, ржу я.
- Подождите, у меня в данный момент в программе висит предупреждение об отключении номера. Я могу еще раз все проверить.
- Ну-ну, попробуй… - я уже не скрываю глума.
- Я вижу у вас еще номера есть у нас. На ваше имя… - не замечает язвительности оператор.
- И какие?
- Номера +7*, +7* и +7*
Хм. Один номер старый, заброшен год назад. Уже 100% не мой. Второй – актуальный, но… не мой. Жены. Третий - мой, достаточно старый, но активный. Но я прекрасно знаю, откуда он их выдернул и как сопоставил с моими ФИО.
Если бы это был «оператор», он бы назвал еще 2 номера, т.к. в данный момент у этого оператора на мое имя оформлено 4 активных номера.
- Да, мои номера. Старые. Я ими не пользуюсь. И что? – хмыкаю я. – Сейчас вы мне загрузите, что какой-то из них блокируется, да? Тогда зачем на этот мне звоните?
- Такой-то Такойтович! Мы не смогли дозвониться по тем номерам, а так как видим другие ваши номера – позвонили на активный! – серьезным и усталым (во какой актер!) голосом глаголит собеседник. – И, возможно, произошла путаница в базе, потому что подлежащим блокировке помечен номер, по которому мы с вами разговариваем. Сейчас разберемся…
Логично так-то. А жулик интересный, чешет стройно, брешет ясно, стеб игнорирует. Надо тогда «доиграть» по правилам, пусть считает, что усыпил бдительность.
- Давайте разберемся! Какая-то дурь, если честно. Все мои номера активны… - озадаченно тяну я. При этом вру: один из названных номеров неактуален. – А больше вы никаких моих номеров не видите?
- У меня нет доступа к базе всех ваших номеров. Это в целях безопасности. Только доступ к номерам, к которым есть вопросы… - размеренно поясняет мошенник и слышно как щелкает клавишами. – Вот, вижу. Да, кажется перепутали номера. Нужно синхронизировать базу.
- И конечно же, вы мне сейчас отправите код синхронизации? – хихикаю я.
- Да, его нужно сообщить мне. Там будет указано, не беспокойтесь… - сохраняет невозмутимость собеседник.
И код приходит. Просто «Код такой-то. Сообщите оператору». С обычного телефонного номера.
Интересно-то как.
Не могу быть уверенным, что не сделана какая-то подмена для регистрации меня невесть где, поэтому называю неверный код с ошибкой на две цифры.
- Не подходит. Вы внимательно прочитали?
- Да.
- Точно? Посмотрите еще раз.
- Посмотрел. Код такой-то!
- Очень странно. Повторяю отправку... – мошенник прямо-таки демонстрирует чудеса озабоченности!
Код снова приходит. Снова СООБЩИТЕ ОПЕРАТОРУ. Вот так вот:
Опять называю неверный код.
- Не подходит, вы не ошиблись? – бубнит Николай.
- Нет. Что-то у вас ничего не работает! – раздражаюсь я. Ведь реально раздражен…
- Кажется, нам нужно восстанавливать доступ ко всем вашим телефонным номерам. Видимо последний сбой сказался на целостности данных. Сейчас вам придет другой код, проведем выгрузку ваших номеров из Роскомнадзора через Госуслуги и восстановим доступ, - монотонно вещает собеседник. – И заодно все ваши номера включим в базу данных Госуслуг, слышали, может быть, такие изменения!
Вот наконец-то! Все встало на свои места. Но обманный маневр, скажу я вам, серьезно выглядит.
Если кто не в курсе, зачем жуликам нужны коды от Госуслуг – можете ознакомиться с циклом публикаций:
Вернемся к жуликам. Признаюсь: удивили, демоны! Через какой-то сервис рассылок сымитировать рассылку кодов, которые НАДО сообщить. Вот же… тут не могу сказать ничего цензурного в восхищенном негодовании.
Кстати я допускаю, что мошенник мог параллельно с «запудриванием» меня использовать мой номер для регистрации в каком-нибудь сервисе отправки СМС, чтобы в дальнейшем продолжать кидать такие сообщения. Хотя я целостно и не представляю техническую картину такого процесса.
- Высылайте уже, я устал тратить свое время.
Традиционно прилетает код от восстановления доступа к Госуслугам.
- Один-четыре-девять-два-и-два-ноля, - диктую я символизирующую кое-что комбинацию. Но он ее не понял. Или не из тех, а из других «этих».
- Что-то не то, должно быть 4 цифры, – уже немного злится мой «оператор». Шутки он не понял. Эх...
- Именно так все и написано! С 4 цифрами код был, но там указано – никому не говорить.
- А-а-а, ну у нас нештатная ситуация. Если опасаетесь называть, можете подойти в МФЦ, взять справку обо всех принадлежащих вам номерах, а затем в ближайший офис с клиентским отделом.
Какая прелесть. С каких пор МФЦ выдают такие справки?
- Да, я лучше лично схожу.
- Хорошо, могли бы решить сейчас, но ваше право сделать так, как вы хотите. Уточните, вы в городе Н-ске проживаете? - называет мой городок собеседник. - Улица такая-то, дом номер такой-то, как следует из договора.
- Допустим. Какая разница? - не даю четкого ответа я. Адрес имел ко мне отношение, но давно. Старенькие у них базы...
- Нужный вам офис находится в *название областного центра*, прием по четным рабочим дням с 14 до 17 часов, - с каким-то драматизмом сообщает Николай.
- Без проблем, я там 3 раза в неделю бывают. Куда там обратиться?
- *называет адрес*, кабинет 21, при себе иметь справку из МФЦ, паспорт, нотариально удостоверенное заявление о привязке номеров к вашему аккаунту на Госуслугах. Удостоверить можете у любого нотариуса, примерно 2500 рублей все это стоит.
- Что, простите? У вас там ошибки в базах, а мне еще деньги платить?! – разыгрываю пролетарское негодование. – На кой черт нотариальное заявление, если я лично с паспортом приду?
На этом по идее любой здравомыслящий человек узрит огромную табличку СТОП!!
Потому что нотариально удостоверенные заявления нигде НЕ НУЖНЫ, если ты лично являешься с паспортом. Хотя почти уверен, что на втором десятке звонков эти ребята исправятся и будут топить за "направление почтой с заверением подписи нотариусом". Т.е. условия для "личной явки" должны быть максимально неудобны собеседнику.
Как с разводом про пенсионный стаж:
- Таковы правила, я ничем тут не могу помочь. Можете направить обращение в головной офис, но там срок 30 дней, а у вас срок предупреждения о блокировке закончится через 10 дней, - шпарит как по заученному Коля. – А так как она стоит ошибочно на ваш активный номер, то он может быть отключен! И если МФЦ не найдет данные на вас, то вам придется взять в нашем офисе у вас в городе копии договора и с ними в МФЦ. Потом к нам!
Может что-то упустил, но вроде бы такая дикая последовательность действий прозвучала.
- Эх, Коля-Коля… насколько же складно-то ты *нецензурное наименование вранья*, – фыркаю я. – И чтобы избежать этого, мне нужно тебе код от Госуслуг назвать?
- Давайте не будем ругаться, вы мне не верите. Я понимаю. Приезжайте в офис и там все решайте, я не возражаю. Возможно, вам пойдут навстречу. Но я не гарантирую. Я передам вашу информацию в отдел, зарегистрирую как обращение на корректировку данных, - тараторит Николай. – Всего доброго!
И отключается.
Ах ты ж… даже затролить по неполиткорректным шуткам не успел.
Какие выводы?
Выводы следующие:
- Это не «слепой» звонок, это минимально подготовленный «подкат» к жертве. Как минимум имеет место сбор данных, информация о пересекающихся с человеком номерах. Пасутся в доступных всем и каждому базах, иначе бы не называли настолько «левые» телефоны, прямо ко мне не относящиеся. Ну и назвали бы остальные.
- Грамотно запудривают мозги. То есть ничего из ряда вон выходящего жулик не сказал, всё им описанное в глазах обывателя выглядит РЕАЛЬНО и имеет право на существование. За неактивность номера действительно могут отключить, а то, что «где-то в базах» перепутали активный номер с «левым» - так еще и не то бывает в современных реалиях. Вон, даже долги иногда чужие путают с однофамильцами…
- Усыпление бдительности фейковой рассылкой с призывом назвать код оператору. Если человек «почти верил», но боялся – такие сообщения его бдительность усыпят и код от Госуслуг жертва назовет на автомате, не вчитываясь. Предположу, что ничего бы не поменялось, назови я реальные коды, которые мне присылались: «Николай» бы точно так же запросил синхронизацию через Госуслуги. Или, если коды отправлялись вручную, он бы их «принял», а затем иначе обыграл причину для отправки кода от Госуслуг.
Думали всё? А вот и нет!
И это еще не конец. Я уже статью почти сверстал, оформить осталось и дату назначить, как утром на следующий день (!) звонок. Я, увы, за рулем и на громкой связи, поэтому особо болтать не настроен.
- Здравствуйте! Заместитель начальника отдела по работе с клиентами компании *название оператора*, Марина Сергеевна. Мы получили ваше обращение. Хочу уточнить, что для подтверждения принадлежности номеров вам не потребуется заявление, если подтвердите свою личность через Госуслуги.
- Да-да-да, для этого мне нужно сообщить вам код, да? – хихикаю я. – Не успел вчера вашего коллегу послать, так хоть вас пошлю…
- Такой-то Такойтович! Не нужно сообщать ничего! Я отправлю вам ссылку на наш сайт, авторизуетесь через Госуслуги и всё, нажмете две кнопки и дадите свое согласие! – торопливо щебечет Марина Сергеевна. – Мы не мошенники! Я могу перезвонить позже, если вы сейчас не готовы это сделать.
- А я не Волга, чтобы меня так настойчиво вызванивать! – фыркаю я.
- Хорошо, тогда мы вынуждены аннулировать ваше обращение и номер будет заблокирован. Это ваше окончательное решение? – чувствуется злость в голосе, но играет до последнего.
- *неполиткорректно шучу*
Отключается.
А ведь кто-то поверит. Уж больно связно чешут, красиво. На подколы и даже откровенное хамство не ведутся. Я реально в неприятном удивлении: другой уровень!
В данном случае, если бы я повелся дальше, мне скинули бы ссылочку на фишинговый сайт с «поддельными» Госуслугами и умыкнули бы данные доступа, параллельно введя их у себя.
Схема с разводом через подставной сайт выглядит так:
- «Липовый сайт» Госуслуг получает логин/пароль и передает их мошенникам.
- Мошенник в режиме реального времени вводит их на реальных Госуслугах.
- Госуслуги отправляют код жертве, жертва вводит его на «липовом сайте».
- Мошенники получают код и вводят его на настоящем сайте Госуслуг.
Всё, не_ мамонт пострижен.
Подробно описывал, как выглядит обман с «поддельным» сайтом Госуслуг:
Похожие механизмы используются для угона мессенджеров и соц.сетей под личиной «помоги победить в голосовании»:
И ведь никаких цензурных слов нет. Очень серьезная схема, с несколькими этапами для усыпления бдительности. Так что делимся материалом максимально широко, распространяем в соц.сетях и пересылаем близким.
Ну и, по традиции, НИКОМУ НЕ СООБЩАЕМ код от Госуслуг. А вот когда в сообщении написано «сообщите код» я, честно, уже даже и не знаю что советовать… Лучше, видимо, не сообщать, если досконально не разбираетесь в вопросе.
«Нравлик» по традиции, остальное – как желаете!
Да, предвидя массу вопросов "Откуда у них данные?!" - что и в каком объеме можно найти на любого из нас - я описывал в Телеграм. Не забываем, кстати, подписываться - там много интересного и по теме, и без темы.