Найти тему
Добрый Психологист

- Сама отдала код от Госуслуг мошеннику. Как я это сделала?! – история читательницы…

Оглавление

Тема получения доступа к вашей странице Госуслуг актуальна как никогда. На фоне предыдущих статей мои уважаемые читатели накидали массу собственных историй и предупреждений. Сразу извинюсь, но львиную долю материалов опубликовать не получится. Как минимум по той причине, что они повторяются и подобных ситуаций в избытке в комментариях описано. Что-то заберу в Телеграм.

Но эта история наглядно отвечает на вопрос «А как так вышло-то?! Ну вы что, не понимали?!», который регулярно задают в комментариях. Мол, граждане-дорогие, ну неужели не видите?! Кто-то предполагает гипноз. Кто-то - уникальные техники НЛП. Основная масса видит просто техническую безграмотность...

Читательница Наталья поделилась своей историей о том, как она отдала собственными руками, точнее – словами, код для доступа к Госуслугам. А потом еще и номер помогла перевязать на чужой.

Далее – история Натальи.

Попали невпопад!

Хочу рассказать историю своей наивности и неосторожности. Вроде бы неглупая (как говорят) женщина, 50 лет не за горами. Высшее образование. Инженер на производстве, хоть и связанный больше с бумажной работой… но попалась ведь! Дело было в ноябре.

Я знала, что все эти «звонки о продлении договора» обман. Мне периодически звонили, я просто бросала трубку.

А тут в обед звонок. Оператор сотовой связи, предновогодние предложения, фиксация цены на следующий год. И так совпало, мы с мужем как раз недавно обсуждали, что много платим за сотовую связь. У меня дорогой тариф, нужно много доступа в Интернет, потому что на работе с ним проблемы. Я спросила, что мне предложат.

Оператор называет очень приятные условия. Почти в 2 раза дешевле чем я плачу и больше трафика.

- Хорошо, – говорю. – Подключите!
- Да, сейчас сделаю заявку. Давайте еще раз проговорим условия.

Снова тараторит, я уже вполуха слушаю, рядом коллеги важный вопрос обсуждают.

- Подключаем? – снова спрашивает. - Такая-то сумма, до такого-то времени.
- Да-да, давайте, - я уже раздраженно.
- Заявка оформлена. Сейчас вам поступит СМС. Получили?
- Нет, - говорю я.

И снова нет. И еще раз нет.

- А данные давно обновляли? В личном кабинете?

Да не обновляла я их. Но тоже слышала то в разговоре, то от коллег, что у кого-то оператор просил уточнить данные с паспортом в офисе. То есть, не смутил меня вопрос.

- Не обновляла, - говорю. – Что нужно?

А сама головой в другом месте, коллеги спорят!

- Ничего страшного, сейчас мы все через Госуслуги подтвердим. Сейчас код придет, назовите для подтверждения.

Приходит код, я называю. А сама, прикрыв микрофон рукой, общаюсь с коллегами.

А код приходил от восстановления доступа на Госуслуги! Я потом уже прочила. Во время разговора машинально назвала, даже не вчитываясь! Можете называть любыми словами, я не обижусь. Такая и есть. Голова в другом месте была занята.

Что меня потом уже удивило, никто из них (нас 3 человека в кабинете было) даже не обратил внимания, о чем я говорю.

- Отлично, все загрузилось. Вижу, что паспорт меняли недавно? 3 года назад. Старые данные, - сообщает оператор.

Я уши развесила, окончательно успокоившись. Действительно, 3 года назад в 45 лет паспорт меняла.

- Сейчас еще один код придет, на подключение тарифа.

Код приходит. На изменение телефонного номера…

- Это что такое? – тут я уже начинаю понимать, в глаза бросилось. – Какое изменение номера?
- Это изменение тарифа! – не моргнув глазом врет мой собеседник. - Вы же на этот телефонный номер все оформляете?

А я бросаю трубку.

Угнали?!

- Ой, Наташка, точно мошенники! Проверь Госуслуги… - это моя коллега «очнулась». Где же ты раньше была...

Проверяю. Пароль не подходит. Пытаюсь восстановить код - кабинет заблокирован! Пишут мне "обратитесь в техподдержку по номеру."

Вот чем я опять смотрела?! Не заметила, что там написано – КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС!

Примечание автора блога: вот так это выглядит. Картинка взята из сети Интернет для примера и понимания.

-2

Звоню.

Мне все как полагается – Здравствуйте, техподдержка, видим вашу блокировку. Попытка взлома.

- Что, - говорю, - мне делать?
- Ничего страшного, мошенники прикрепили свой номер к вашей учетной записи, мы их заблокировали. Нужно вернуть ваш номер. Сейчас придет код на ваш реальный номер.

Код приходит! На изменение номера телефона!

Но я же была уверена, что я говорю с настоящей техподдержкой!! Код назвала.

- Все принято, спасибо. В течение 24 часов учетная запись будет восстановлена. Будьте осторожны впредь.

Вежливо прощаются. Я попробовала зайти еще пару раз – не пускает. Пошла работать. Сказали же - через 24 часа!

К вечеру у нас небольшое ЧП случилось на работе, до ночи бумаги оформляли. На следующий день тоже было не до этого всего, а потом просто… забыла.

Вот не верьте, но я не понимала вообще, чем опасен взлом Госуслуг. Самый большой риск, как думала, просто узнают мои данные и будут мне звонить опять с какими-то выдумками. Про кредиты даже не думала!

Примечание автора блога: Как я уже проводил лично эксперимент – имея полный доступ к Госуслугам - нет никакой проблемы получить микрозайм на человека. Тут все подробности:

Восстановила доступ только через 3 недели, через МФЦ. И уже там мне посоветовали проверить кредитную историю и посмотреть нет ли у меня займов и кредитов.

Никто не описал мне порядок действий после того, как Госуслуги взломали!

Я свою историю рассказала, прочитав у вас в блоге статью «Что делать, если взломали Госуслуги».

Примечание автора блога: Речь про эту статью.

В кредитной истории у меня нашлось 6 микрозаймов. На суммы от 10 до 20 тысяч рублей. Всего на 90 тысяч.

Пошла в полицию, написала заявление. Потом связалась с микрозаймами. 4 отменили все в досудебном порядке. Один не отвечает, долг в личном кабинете висит. Один подал заявление на судебный приказ, мне пришли уже копии. Как вынесут приказ его отменю и буду ждать суда…

Считаю, что легко отделалась… Еще одна женщина с работы попалась, у нее на 210 тысяч набрали. И еще чуть саму на кредит в 400 тысяч не обманули. Если еще у меня что-то не найдется, говорят, что могут в кредитной истории займы не отображаться.

Сама виновата. Никого не виню. Не гипноз, ничего. Стала жертвой собственной невнимательности и уверенности в чем-то. В том, что если вежливо общаются и что-то знают, то наверное и ничего страшного!

Может моя история поможет кому-то избежать обмана!

///конец истории

В заключение

Что-либо комментировать нет смысла. Схема обмана – классическая.

Не спасет и «двухфакторная авторизация», на которую многие возлагают надежды. Она спасает от «угона» пароля или разового предоставления доступа. А тут человек своими руками помог телефон перевязать.

Будьте бдительны!

Как сказал кто-то из подписчиков: если вам звонят с «выгодным" или любым другим предложением, то в 99% случаев звонящему просто нужны ВАШИ деньги. В той или иной сумме и форме… Лучше и не скажешь.

«Нравлик» по традиции, остальное – как желаете…