Подписан официальный указ, который поставит конец в истории страны «У». И сделал это вовсе не коварный Путин, и даже не маразматик Байден, а лепший друг нынешнего комик-гетмана. Как сообщил официальный рупор Турецкой республики, президент Реджеп Тайип Эрдоган ратифицировал договор о зоне свободной торговли (ЗСТ) с северной соседкой. Тем самым завершив почти 30-летний процесс охоты турков на экономику некогда очень зажиточной страны.
О чем договорились-то?
Идея о ЗСТ зародилась в конце 90-х, в 2007 году начались переговоры, потом был период заморозки, и только 3 февраля 2022 года соглашение наконец-то подписали. Далее нужна была его двусторонняя ратификация, но грянула спец операция, и все отложили. Это очень важный момент, поймем далее. Потому что на тот момент стороны выставили на кон все лучшее, что у них было.
Со стороны государства тризуба отменялись пошлины на промышленные турецкие товары и на продукты питания. Причем в два этапа, сначала на 56% и 11,5%, а потом еще на 43,2% и 53,7%. Проще говоря, первая категория почти целиком, а вторая по большей части. Взамен Анкара убирала пошлины на 93,4% промышленных и 7,6% сельскохозяйственных товаров своего визави. Это позволяло охватить почти весь спектр товаров, которыми обменивались страны, а потому было им обеим выгодно.
Так как на тот момент предложенные турками условия охватывали 95% свидомого экспорта в свою страну, селяне неимоверно обрадовались. И уже подсчитывали, что их экономика станет расти со скоростью 2,2% в год, не меньше. А общий товарооборот вырастет с 7 до 10 млрд долларов чуть ли не завтра. Вот за этой эйфорией они и не заметили ловушку султана.
Чего Эрдоган ждал два долгих года?
Как объясняет эксперт Александр Кущ, в 2022 году страна «У» еще производила и продавала довольно много промышленной продукции. Потому что на тот момент российские бомбы еще не разнесли ни электростанции, ни переделанные под военные нужды предприятия. С другой стороны, многие опасались, что Москва первым делом так и поступит, а потому Эрдоган взял паузу «на посмотреть», что из этого получится.
Примечательно, что когда обсуждалась «зерновая сделка», турков в первую очередь интересовало именно зерно. Так как риски для промышленных предприятий под контролем боевиков все еще оставались. Теперь же, когда заводы и фабрики по большей части лежат в руинах, Эрдоган с легким сердцем подписал указ. Потому что нет никакого толку от отмены пошлины на промышленные товары, если эти самые товары больше не производятся.
Теперь Турция сможет официально требовать от партнера по ЗСТ продажи по бросовой цене металлолома, который остался от её промышленности. А когда разберут и вывезут последнее, страна останется без способности производить нужные ей товары. И вынуждена будет закупать их у Анкары, ибо там дешевле, чем в Европе. Качество продукции тоже ниже, но коли пошлины отменили, то куда теперь деваться? Султан ловким ходом поставил экс-комика в тотальную зависимость от себя.
Ничего лишнего, просто туркам кушать хочется
Второй аспект договора о ЗСТ еще хуже для чубатых «гениев». Растущее население Турции хочет жрать в три горла и чтобы дешево, и отмена санкций как раз к этому и приведет. Турки будут сметать всю аграрную продукцию страны «У», на своих условиях. И тем самым она станет их сырьевым придатком, окончательно превратится в гигантскую деревню, которая работает на прокорм заморского хозяина. И сама каждый год будет балансировать на грани голода на основании того, какую часть урожая заберут иностранцы.
Есть мнение, что Эрдоган что-то предложил коллеге Путину, чтобы тот до поры до времени не трогал портовый город. Чтобы успеть снять сливки с ситуацией с ЗСТ. Потому что Оде сса второй по величине порт по вывозке качественного северного угля, первым были города, которые ближе к шахтерской агломерации на востоке страны. Турция постоянно нуждается в энергоносителях, поэтому султан выкрутит экс-комика руки, но добьется вывоза всего доступного угля к себе. А также прочего сырья, которое еще добывают в Карпатах.
С такими друзьями и якобы союзниками и врагов не надо. Эрдоган выждал нужный момент и первый из западных стран набросился на остатки разваливающегося государства. Пока европейцы и американцы пихают свидомым кредиты, чтобы грабить их в будущем, турецкий лидер стремится заполучить реальные, материальные активы. И, скорее всего, ему это удастся. Потому что он неплохо разбирается в психологии тех, с кем имеет дело. Нации, в которой лишь немногие готовы отдать жизнь за свою родину, зато распродавать её побегут чуть ли не наперегонки, только предложи.