Виновата, простите старушку за спойлер в названии.
Начнём с того, что в речных отложениях Ирландии регулярно находят пары предметов, относящихся к железному веку. Создаётся впечатление, что это комплект. Первый предмет — железные удила, то есть металлическая часть конского оголовья, которая находится во рту у животного и служит для того, чтобы оным животным управлять. Их без труда опознает любой современный человек. Второй предмет — странная дуга с петлями для крепления на концах и длинным шипом на вершине. Этого персонажа не узнают в гриме. Изображение на заставке взято из работы Дж. Уэддела (цитата под рисунком), но впервые интерпретировал эту находку самый крупный специалист по кельтским древностям Ирландии - Барри Рафтери (археолог, специалист по железному веку, выучивший немало студентов и написавший любимый справочник антикваров (Pagan Celtic Ireland. Thames and Hudson, London. 1994)). Он решил, что, возможно, изящный предмет предназначен для привязывания коня. Авторитет — один из демонов, которые смущают всякую науку. Коллеги Рафтери его предположение начали повторять уже как факт. В то же время, вся амуниция столь же стара, как и само конное дело, и за проверкой гипотез стоит всегда обращаться к профессионалам. Почему-то никто не показал ирландским конникам если не сами предметы, то хотя бы их изображения.
Я показала трём российским профессиональным конникам с многолетним стажем. Все трое сразу опознали шпору. Один добавил, что шпора плохая, потому что репеёк (колющая часть) очень длинный, и можно ранить лошадь, второй и третий — что такие шпоры видят впервые, и себе приобретать бы не стали, и только один задал вопрос, почему шпора одна. Значит, копать предстояло в эту сторону.
До контакта с кельтами верховая лошадь в Европе оставалась спортивным снарядом, а всадник — цирковым акробатом, даже если народ заводил в войске кавалерию. Вся движуха конного мира происходила в Великой степи, от Дуная до Манчжурии, и на её периферии, а кельты — крохотный кораблик, ушедший в автономное плавание на запад очень рано, когда многое в верховой езде не было придумано, и приходилось выкручиваться самим. К их чести, выкручивались они талантливо и многое изобрели: ленчиковое седло, которого не знали скифы и едва нащупали парфяне, а реализовали в современном виде кочевые племена на границе Китая, сапоги для верховой езды, подковы и шпоры. Соседи относились к варварским инновациям по-разному. Фракийцы, даки и все народы, развивавшиеся под кельтской вуалью, учились сразу и преуспевали в верховой езде. Греков заставили выкинуть дурь из головы македонцы, которые первыми поняли, какой вред может причинить на поле боя отряд воинов на осёдланных лошадях. Римляне и сами были умные и практичные люди, которые не брезговали чужими достижениями и присваивали всё, что понравилось и приносит пользу. Всё, что касается применения шпор в античное время, подсмотрено историками верховой езды на римских статуях. Рисунки единичны, сохранились только две вазы, созданные греками за несколько лет до завоевания Греции Римом.
В труде Ксенофонта (360 г. до н.э.) о коневодстве упоминание о седле и шпорах отсутствует, в то время, как его современники с новой амуницией уже вполне освоились, и на голой лошади ездили только очень бедные или совсем упоротые люди. Сами шпоры находят в таком диком количестве, что музеи их не берут, и на аукционах антиквары торгуют этим добром совершенно свободно и легально. В начале галереи — экспонаты из музея Метрополитен, а в конце — то, что продают и сегодня за вменяемые деньги.
Шпора крепилась непосредственно к башмаку. У римлян была подходящая обувь — высокие полусапожки-кальцеи, аналогичные были и у греков. Я написала «шпора», не «шпоры». Именно так и было: шпора всегда одна, на левой ноге.
Дело в том, что у древних была другая посадка, и они никогда не сжимали бока лошади коленями и не прижимали голень к боку лошади. Шенкель — внутренняя поверхность голени всадника, для современного человека считается естественным средством управления лошадью, перемещение ноги и сила нажима, наряду с переносом центра тяжести - команды на смену алюров и ног у лошади, например, галоп с левой или с правой ноги. Пятка всегда близко от бока лошади, толчок пятками — посыл, то есть команда на движение, ускорение или прыжок. У древних всё было намного сложнее. При любой античной посадке, будь то «как на стуле» или «вилкой», когда всадник как бы стоит, пропустив лошадь между ногами, он удерживается на спине животного только благодаря равновесию, то есть балансу. Понаблюдайте как-нибудь за акробатами в цирке. Вот у них античная посадка, которая конников заставляет пить успокоительное — настолько это опасно для всадника в случае непослушания лошади, вредно для самой лошади и неуправляемо, но меньше знаешь - крепче спишь. Древние по-другому не умели. Лишние движения конечностями равновесие нарушают. Поэтому голени висят, а на некрупной лошади у высокого всадника пятки ниже линии брюха, и вялый посыл животное не впечатляет, хотя тронуться с места вроде как и пора. Вот тут на помощь и приходила шпора. Руки у всадника тоже две, а хлыст — один. При кельтской езде со шпорами — тот же принцип. Почувствовав укол под рёбра, лошадь инстинктивно ускорялась, потому что кони всегда стараются убежать от неприятных ощущений. Всё, цель достигнута. Вторая шпора не нужна — металл на неё тратить, за работу платить, а одна — прямо-таки необходима, и репеёк для некрупной лошади лучше бы длинный, чтобы ногой не дрыгать и уж точно дотянуться, куда надо (всё-равно сильно уколоть не получится).
Таким образом, то, что древние ирландцы бросали в речку — необходимый минимум для управления конём, атрибуты всадника. Если две уздечки и две шпоры — значит двойной подарок или подарок двоим.
Интересно, что кельтская езда, как в заповеднике, дожила в Ирландии до эпохи Возрождения. У европейцев при адаптации сёдел «степного китайского образца», со стременами, изменилась посадка и появились новые возможности контролировать лошадь, шпоры стали цеплять на обе ноги, пользовались ими теперь по-другому, и шпоры проделали длительную эволюцию. В средневековой Ирландии не прижились ни стремена, ни сёдла современного типа, и об остальной амуниции мы тоже ничего не знаем. Ирландцы взяли моду ездить босиком, причём даже vip-персоны. Не будем тут обсуждать, с чего бы, но шпоры цеплять стало попросту некуда. Поэтому современники их не наблюдали. Но в дохристианские времена уж точно ирландцы садились на лошадь в кожаных башмаках — и одной шпоре на левом.