Уход Сида Барретта и Рика Райта ознаменовал собой конец двух эпох в истории Pink Floyd. Но еще до того, как Уотерс и Гилмор взяли бразды правления в свои руки, именно "калякающая" гитара Сида и сказочные клавиши Рика определили звучание группы.
И Сид Барретт, и Рик Райт были по-своему разочарованы Pink Floyd. Ни один из них по-настоящему не хотел покидать группу, но оба были вынуждены это сделать, оставив после себя горький осадок, независимо от того, насколько успешно Роджер Уотерс и Дэвид Гилмор справлялись без них.
Сид Барретт: Гений, поглощенный тьмой
Бытует мнение, что Сид был сумасшедшим. На самом деле, ему никогда не назначали лекарства специально для лечения психического здоровья. Существовали предположения, что он, возможно, страдал синдромом Аспергера – расстройством аутистического спектра.
Что касается Райта, то он стал жертвой неуемного эгоизма Уотерса, оказавшись в тени после альбома The Wall. Однако, если вернуться к самым ранним записям Pink Floyd, то можно вспомнить, что ни Уотерс, ни Гилмор не имели особого отношения к музыкальному облику группы, которая в своих лучших проявлениях наслаждалась статусом аутсайдера. Ярким примером тому – две самые хрупкие личности группы: Барретт и Райт.
Музыкальная магия ранних Floyd
Послушайте Matilda Mother, первый трек, записанный для их дебютного альбома The Piper At The Gates Of Dawn, написанный в соавторстве Барреттом и Райтом, и вы услышите то самое чувство удивления и волшебства, которое будет отличать их лучшие работы в последующие годы.
То же самое касается и Astronomy Domine, также написанной Барреттом и Райтом, где они делят лидирующий вокал. Вся музыкальная таинственность и лирическая истерия, определившие Pink Floyd вплоть до Wish You Were Here, уже присутствуют здесь.
Райт: продолжатель дела Барретта
Во многом Райт был противоположностью Барретту: такой же красивый, как Сид, но наполненный светом, в то время как Сида поглощала тьма. И его сказочные клавиши и нежный вокал были таким же важным элементом звучания группы, как и "калякающая" гитара Барретта.
После ухода Сида именно Рик подхватил упавшее знамя и пытался сохранить психоделический дух его песен. Он сделал это сначала, написав Paint Box, а затем исполнил лидирующую партию в сингле It Would Be So Nice.
Первый альбом Pink Floyd после ухода Барретта, A Saucerful Of Secrets (1968), был полон песен, написанных Райтом или при его участии. Его вокал снова использовался, чтобы имитировать стиль Барретта.
Годы спустя Райт признавался, что некоторые вещи на Secrets вызывают у него испанский стыд: "Мы были довольно любительской группой. Сид был автором песен, а потом нам пришлось самим брать на себя написание материала, и это была большая ответственность. Мы никогда не могли писать так, как Сид. У нас никогда не было такого воображения, чтобы придумывать такие тексты, как он".
От психоделии к прогрессиву
Если Барретт был тем самым парнем, который превратил обычную R&B-группу в космических путешественников, то Райт помог им стать гигантами прогрессивного рока в 70-х. И все это благодаря одной единственной ноте фортепиано, которую Райт пропустил через динамик Leslie, и которая стала похожа на сигнал гидролокатора подводной лодки.
Это произошло во время записи альбома Meddle (1971), и этот "пинг" положил начало первому подлинному шедевру Pink Floyd без Барретта: Echoes, 23-минутной композиции, занимавшей всю вторую сторону пластинки.
Впереди у Райта было еще много великих моментов, включая проникновенную The Great Gig In The Sky и различные части Shine On You Crazy Diamond. Но в то время как значимость Барретта в истории рока продолжает расти с момента его смерти в 2006 году, заслуги Райта были практически забыты. До тех пор, пока в 2014 году не вышел The Endless River - своего рода реквием по несправедливо недооцененному таланту этого тихо мерцавшего в тени Сида музыканта.
Когда Райт умер от рака в 2008 году, Гилмор сказал: "Никто не сможет заменить Ричарда Райта. Он был моим музыкальным партнером и моим другом. В вихре споров о том, кто или что такое Pink Floyd, огромный вклад Рика часто забывался. Он был мягким, скромным и непубличным человеком, но его душевный голос и манера игры были жизненно важными, волшебными компонентами того самого звучания Pink Floyd, которое мы все знаем и любим. Я никогда не играл ни с кем похожим на него".