Найти в Дзене

КРОНШТАДТ. Морской собор. От Овражного парка к проекту.

Оглавление
Вид на Морской собор из Овражного парка /фото из личного архива,  2019/
Вид на Морской собор из Овражного парка /фото из личного архива, 2019/

КРОНШТАДТ – ПЕТРОВСКИЙ ФОРПОСТ НА МОРЕ

Предыдущие главы:

Часть 5. КРОНШТАДТСКАЯ СВЯТЫНЯ

ЯКОРНАЯ ПЛОЩАДЬ

Там, где хранили якоря

Как только в пейзаже Кронштадта появляется мощный купол и резные стены Морского собора, всё остальное отступает на второй план. Он уже не отпускает! И туристы, выйдя из автобуса или перейдя по мостикам кронштадтские каналы, уже не видят ничего вокруг. Начинается эйфория! Хочется остановить этот момент восторга, запомнить навсегда произведённый эффект. И собор позирует всем без устали. Он удивительно фотогеничен и отлично получается на фотографиях.

Немного придя в себя после головокружительного эффекта, все спешат скорее подняться по ступеням храма и приобщиться к священному таинству православной церкви. Но душевное и духовное лучше оставить на потом. Чтобы почувствовать дух места, надо остановиться, оглядеться, погрузиться в историю, а затем медленно возвращаться в день сегодняшний.

Кронштадтский Морской собор стоит на огромной площади, на которой выложен рисунок гигантского якоря. Это – символ места. Сегодня площадь называется Якорная и поражает размерами. Но так она выглядела не всегда. Лишь оглядевшись вокруг и разобравшись, где находишься, приходит осознание исторического пространства! Тогда понимаешь, что собор стоит рядом с доками. Значит, эта территория принадлежала всё тому же Адмиралтейству!

Якорь на Якорной площади /фото из личного архива, 2021/
Якорь на Якорной площади /фото из личного архива, 2021/

Как только корабль входил в док на ремонт, с него снимали якорь вместе с цепью и отправляли на свободное пространство между доками и сливным бассейном, где сушили и приводили в порядок. В производственной зоне кипела «мужская» работа и царила настоящая рабочая обстановка. Со временем сюда же стали помещать якоря и цепи с кораблей, отслуживших свой срок, что не прибавило порядка. Видимо, уже к середине 19 века работники доков отчаялась его навести и отгородили этот склад якорей стеной!

Тогда уже приведение в порядок пространства, лежащего за пределами предприятия, стало заботой городских глав Кронштадта. Особенно в связи со строительством главного кронштадтского храма моряков – Морского собора, о котором власти задумывались давно, ещё с 1830-х годов. Когда к концу 19 столетия, наконец, было официально получено разрешение на его строительство и начался сбор средств в виде добровольных пожертвований (в это время все храмы в империи строились на собранные прихожанами средства), тогда встал вопрос о месте. И огромное пространство, занятое якорями оказалось самым подходящим.

Подготовка территории под строительство храма

Храм для моряков по замыслу его создателей должен был стать самой высокой городской постройкой. Возвращаясь из походов, мореплаватели должны были издалека увидеть церковный купол, словно парящий над морем. Для них храм должен стать символом дома. Для экипажей иностранных кораблей – символом величия России и могущества русского флота. Соответственно размерам, и пространство вокруг по законам архитектурного строительства должно быть не маленьким. К тому же, место находилось в центре города, рядом с пристанью и позволяло сделать будущий храм эпицентром жизни моряков.

Но для начала необходимо было освободить территорию от старых якорей, а после этого привести в порядок пространство, по которому проходил канал, отводящий воду из доков. Этот овраг начал создаваться ещё при Петре 1. Тогда русский царь задумал в этом месте построить 6 доковых бассейнов, и работы начались. Однако после смерти Петра 1 руководивший строительством доков Иоганн Люберас изменил первоначальный план. Доки он разместил непосредственно в Петровском канале, а по оврагу пустил воду, которую из них выводили. Стенки оврага лишь частично были выложены камнем, поэтому в непогоду размытые склоны оврага выглядели, мягко говоря, неприглядно.

Но затевать новую стройку петровского размаха не стали. Адмирал Степан Осипович Макаров (1849-1904), назначенный новым губернатором города в 1899 году, задумал превратить территорию Докового оврага в парк. А заодно поддержал почин привлекать молодое поколение к озеленению городов, начатый в стране по инициативе императора Николая 2. В течение лета 1901 года силами флотских экипажей овраг был очищен от мусора, проведены мелиоративные работы и высажены первые деревья. А в сентябре был устроен городской детский праздник Древонасаждения, когда на работы в овраге были выведены учащиеся гимназий и училищ Кронштадта. На склонах оврага тогда было высажено более 100 деревьев: каштаны, липы, тополь и ясень. Зарождающийся парк получил название Овражный.

Территория Докового оврага в начале 20 века /фото с сайта kronvestnik.ru/
Территория Докового оврага в начале 20 века /фото с сайта kronvestnik.ru/

Проект будущего храма и подготовка к строительству

В том же 1901 году был утверждён проект Морского собора, который предстояло возвести на освобождённой и благоустроенной площади. Автором проекта стал Василий Антонович Косяков (1862-1921). К этому времени выпускник Института гражданских инженеров уже заработал себе имя как храмовый зодчий. По окончании института он изучал на практике хозяйственные постройки и казармы, поработал в разных департаментах, занимаясь рассмотрением проектов и смет, но его увлекало церковное строительство. В этот период он активно работает в этом направлении в соавторстве с другими архитекторами и над собственными проектами.

Портрет В.А. Косякова /фото из личного архива/
Портрет В.А. Косякова /фото из личного архива/

В 1895 году Косяков был назначен преподавать в родном институте в качестве помощника своего учителя и наставника Николая Владимировича Султанова (1850-1908), который увлекался русско-византийским направлением в архитектуре. Этот стиль появился ещё в первой половине 19 столетия. В его основу было положено соединение приёмов русского классицизма и древнерусской архитектуры, зародившейся под влиянием византийской культуры. Косяков стал последователем Султанова.

Уже в 1894 году по проекту Василия Косякова был возведён комплекс зданий для подворья Киево-Печёрской лавры на Васильевском острове (ныне – это Оптина пустынь), в том числе недавно восстановленная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Почти одновременно Косяков руководил строительством собора Петра и Павла в Петергофе (1895-1904, арх. Н. В. Султанов), построенного по проекту Султанова. Оба храма возводились в неорусском стиле, который был популярен в период правления императора Александра 3.

Для строительства храма в Кронштадте Косяков выбрал русско-византийский стиль. При разработке проекта за основу он взял храм святой Софии в Константинополе. Однако задуманный декор соответствовал современным архитектурным тенденциям и был вполне в духе времени.

Как только проект Морского собора был одобрен, начались подготовительные работы. Начало строительства в сентябре 1902 года в присутствии местных властей во главе с губернатором благословил главный священнослужитель города Иоанн Кронштадтский. Официальные же мероприятия по закладке храма состоялись 8 мая 1903 года в присутствии императора и членов его семьи, прибывших в Кронштадт со свитой. Это событие ознаменовал салют: 32 выстрела было произведено со стен крепости и орудий стоявших в гаванях кораблей. А после этого вокруг будущего храма был разбит сквер. Императорская свита высадила в тот день 32 дуба. Посаженный лично императором Николаем 2 дубок был помечен специальной памятной табличкой.

Так началась история собора, который должен был стать священным местом для кронштадтских моряков и памятником морской славы. Строительство его растянулось на целое десятилетие. В июне 1913 года Николаевский Морской собор был освящён во имя святого Николая, покровителя моряков, и торжественно открыт. Тогда ещё никто не знал, какая сложная судьба ожидала этот величественный храм, сколько исторических событий ему придётся пережить и выстоять. Память о них увековечена на Якорной площади.

Продолжение читайте по ссылке:

А начало книги здесь:

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!