Найти в Дзене

КРОНШТАДТ. Чтобы помнили! Памятник адмиралу Макарову от жителей морского города.

Оглавление
Памятник адмиралу Макарову на Якорной площади /фото с сайта Википедия, Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=34472506/
Памятник адмиралу Макарову на Якорной площади /фото с сайта Википедия, Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=34472506/

КРОНШТАДТ – ПЕТРОВСКИЙ ФОРПОСТ НА МОРЕ

Предыдущие главы:

Глава 5. КРОНШТАДТСКАЯ СВЯТЫНЯ (продолжение)

АДМИРАЛ МАКАРОВ

Жизнь, отданная морю

В 1903 году в присутствии губернатора Кронштадта Степана Осиповича Макарова на Якорной площади был заложен Морской собор, а на следующий год началась Русско-Японская война (1904-1905). Адмирал был отправлен на фронт, в эпицентр боевых действий, где в 1904 году трагически погиб. Эта весть, добравшись до Кронштадта, погрузила жителей города в глубокий траур. Городским начальником Макаров был недолго, но за это время стал близким человеком для каждого жителя. И идея увековечить память о любимом губернаторе родилась среди матросов почти сразу. В 1910 году был объявлен сбор пожертвований. В течение года моряки отдавали четверть своего заработка, а уже в 1911 году началось создание памятника, который был открыт на Якорной площади вскоре после церемонии освящения Морского собора. А потому мимо него нельзя и невозможно пройти, не отдав дань памяти этому выдающемуся деятелю отечественного флота.

С.О. Макаров /фото с сайта Википедия/
С.О. Макаров /фото с сайта Википедия/

Вся недолгая жизнь Степана Осиповича Макарова была посвящена морю. Он был не только выдающимся флотоводцем, но также изобретателем, кораблестроителем, океанографом, исследователем русского Севера! Переоценить вклад Макарова в развитие русского флота и морской науки невозможно! Поражает его послужной список – перечень должностей, званий и изобретений! Родившись в семье потомственных моряков и начав плавать на судах с 12 лет, он дослужился до звания контр-адмирала. И с первых дней на флоте его исследовательский ум неустанно работал.

Когда он стал гардемарином и был зачислен в Морской кадетский корпус, ему было всего 18, а он уже опубликовал первую научную статью! Став мореплавателем, Макаров не перестал заниматься научной и исследовательской работой! Ему было всего 20 лет, когда отправившись в плавание на судне «Русалка» он впервые столкнулся с аварией. Корабль сел на мель и едва не затонул. Молодой моряк озадачился проблемой. Занимаясь на протяжении нескольких лет её решением, он стал основоположником теории непотопляемости судна. Тогда же Макаров задумался, как можно, находясь в морском походе, быстро «подлечить» судно! И он создал бесценное изобретение – пластырь для заделки корабельных пробоин! Ещё одно его гениальное изобретение – бронебойный колпачок. Это специальный наконечник для снарядов, позволяющий увеличить их пробивную мощь. Первое применение русским флотом торпед в морских сражениях также связано с именем Макарова. Командуя пароходом «Великий князь Константин» в Русско-турецкой войне (1877-1878), он впервые использовал миноносные катера и самодвижущиеся мины – торпеды!

К концу 19 века в мире началось увлечение Северным полюсом, который всё ещё оставался загадкой для человечества! Макаров в это время занимал пост командующего Балтийским флотом и не остался в стороне. Он говорил: «Страна наша... – здание, фасад которого обращён к Ледовитому океану!» Поэтому, считал адмирал, именно «нам нужно быть первыми в освоении морского пути от Мурманска до Владивостока». Освоить этот путь суда различного назначения смогут тогда, когда дорогу среди вечных льдов им проложит корабль особого назначения – ледокол. Так появилась идея создания ледокола арктического класса, в разработке которого Макаров принимал участие. И хотя изготовлен первый в мире ледокол был англичанами (в 1898 году), проект финансировался русским правительством и получил имя легендарного покровителя Сибири. Покорять северные морские просторы России Макаров отправился лично. Под его командованием «Ермак» ушёл в своё первое плавание к Земле Франца Иосифа (в 1899).

Ледокол "Ермак" /фото с сайта Википедия"/
Ледокол "Ермак" /фото с сайта Википедия"/

Доверили, значит должен!

За свои заслуги перед русским флотом в декабре 1899 года 50-летний адмирал Макаров был назначен губернатором и начальником порта Кронштадта. Это была почётная административная должность. Теперь Макаров вынужден был осесть на берегу. Ему полагался собственный особняк и яхта, однако это совсем не радовало. Душа его рвалась в море! «В море – дома, на берегу – в гостях», – часто любил повторять Макаров молодым офицерам. И всё же новое назначение он принял со всей ответственностью. Доверили должность, значит должен! И моряк со стажем, учёный с именем с головой ушёл в городские проблемы. А их оказалось не мало!

Он уделял внимание всем сферам городского хозяйства, контролировал быт моряков на кораблях и солдат крепости в казармах, вникал в проблемы рабочих Морского завода. Все должны быть сыты, иметь возможность достойно отдыхать и комфортно жить. А потому приходилось заниматься и вопросами досуга, и озеленением города, и разными бытовыми проблемами. А матросские щи на качество Макаров проверял лично!

Рабочий день адмирала начинался в 7 утра и заканчивался после полуночи! Сутки были расписаны по часам, а потому времени хватало на всё. Губернатор успевал принять и выслушать командиров кораблей и представителей хозяйственных служб с отчётами, посетить городские объекты и корабли. С жалобами и заботами шли к нему простые люди. Адмирал ежедневно их выслушивала и принимал меры. Но и на административной работе Макаров не оставлял свою научную деятельность. А уже поздно вечером непременно общался с друзьями и проводил время в хорошей компании!

Россия не уберегла своего героя

В это время обстановка в мире накалялась, и Макаров понимал, что его место сейчас на Дальнем Востоке, где медленно, но неизбежно назревал конфликт с Японией! Ещё пребывая в должности начальника штаба эскадры Балтийского моря, он направил записку в Адмиралтейство (Морское ведомство), изложив в ней недостатки вверенного ему подразделения и указав на необходимость держать корабли в боевой готовности! Записка «была положена под сукно». Макаров неоднократно докладывал о своих опасениях в неизбежности войны с Японией и по поводу состояния флота, «не готового воевать». Однако морские чиновники не хотели его слышать и слушать!

27 января 1904 года без объявления войны японская эскадра напала на русские корабли Тихоокеанского флота, стоявшие на рейде в Порт-Артуре. Так началась Русско-Японская война. Макаров знал, что, когда будет совсем плохо, его отправят на Дальний Восток. И не ошибся. Он был назначен Командующим Тихоокеанским флотом и уже в феврале 1904 отправился в Порт-Артур. «В девять дней, без преждевременных приветствий и речей, без ненужных подношений, он пере­нёсся из Кронштадта в Порт-Артур» – сообщал журнал «Кронштадтский пастырь». «Иди к славе», – трогательно благословил его на последний жизненный подвиг Иоанн Кронштадтский. …

Несмотря на перевес сил противника, по прибытии Макаров успел немало сделать для правильной расстановки кораблей нашего флота. Он проинструктировал моряков, разъяснив им их задачи. Однако вновь встретился с сопротивлением морских чиновников. Теперь приходилось преодолевать преграды, чинимые представителями власти в регионе! И всё же за пару месяцев своим личным примером Макаров сделал главное – поднял моральный дух моряков!

Он всегда рвался в горячие точки лично, не отсиживаясь на берегу. 31 марта 1904 года он отправился в море на броненосце «Петропавловск», который подорвался на мине. Корабль и большая часть экипажа погибли! Далёкое Жёлтое море поглотило отважного моряка! Взрыв на Дальнем востоке прогремел на всю страну и откликнулся болью в каждом сердце!

Русско-Японская война была проиграна. Мы потеряли не только Порт-Артур и получили притязания Японии на Сахалин. В итоге мы потеряли адмирала Макарова. Он хотел уберечь Россию от трагедии на Дальнем Востоке. Россия своего морского героя не уберегла.

Чтобы помнили...

Для увековечивания памяти адмирала Макарова в Кронштадте был создан общественный Комитет. После получения разрешения на строительство памятника и сбора средств были проведены необходимые согласования, объявлен конкурс и выбрано место для его установки. Руководивший строительством Морского собора Василий Косяков предложил включить памятник в ансамбль Якорной площади, и эту идею единодушно поддержали. А победителем конкурса стал молодой начинающий скульптор Леонид Владимирович Шервуд (1871-1954). Он прославится уже в советское время, создав немало памятников революционным деятелям. Но тогда, в начале 20 столетия, он вместе со всей страной пережил трагедию Русско-Японской войны и сумел свои чувства выразить в бронзе и граните, увековечив в Кронштадте память о легендарном герое этой войны!

В качестве постамента решили использовать поднятый в то время со дна залива огромный гранитный камень весом 87 тонн. В начале 19 века его везли из Выборга в Петербург для создания памятника императору Павлу у Казанского собора. Но судно затонуло, а памятник Павлу так и не появился. А тут глыба пришлась очень кстати! Во время подъёма верхняя её часть обломилась. Скульптор не стал менять очертаний обломанной скалы, что добавило экспрессии. Памятник и сегодня вызывает бурю эмоций.

Адмирал стоит на вершине, как на капитанском мостике. Ветер треплет полы его наглухо застёгнутого пальто, и от этого становится холодно. Направленный вдаль взгляд и указующий жест руки свидетельствуют о решительности. Он готов действовать, и у него есть план! Но коварная волна, напоминающая японского дракона, уже подобралась слишком близко! Конец неизбежен! И к горлу подступает ком. Чтобы справиться с нахлынувшими чувствами, надо теперь памятник обойти вокруг.

Барельефы на постаменте знакомят с эпизодами жизни адмирала Макарова. Если двигаться против часовой стрелки, сначала появляется изображение Батумского рейда Русско-турецкой войны. Тогда, 14 января 1878 года, Макаров впервые применил торпедное оружие, атаковав турецкий пароход «Интинбах». Со стороны оврага, на краю которого установлен памятник, изображено плавание первого в мире арктического ледокола «Ермак», спроектированного и сконструированного под руководством Макарова, отправившегося в свой первый рейс с адмиралом на борту. Белый медведь, обитатель Северного полюса, подсказывает место действия и привлекает туристов. Его нос натёрт до блеска! Откуда вдруг в 21 веке появилась традиция мечтать о счастье у памятников? Жаль, что, загадывая желание, многие даже не задумываются, как неуместны в этом месте наши мирские заботы! Однако осознание может прийти уже в следующую минуту, оказавшись у последнего барельефа, который запечатлел момент трагической гибели Макарова на броненосце «Петропавловск». Обойдя памятник вокруг, мы снова перед адмиралом! Теперь, пока взгляд ещё вновь не устремился вверх, врезаются в сознание слова, высеченные у подножия постамента: «Помни войну». А помним ли?

Адмирал Макаров был мудрейшим человеком! Его жизненные тезисы следовало бы взять на вооружение каждому: «Тайна делать всё и делать хорошо – есть тайна порядка распределять своё время», «Порядок – это здоровье». Но, пожалуй, главным лозунгом его жизни был тезис «Помни войну!» В кабинете Макарова над столом были начертаны эти слова. Говорят, он даже запонки к рубашкам заказывал с этим девизом. Чтобы предотвращать войну, о ней нельзя забывать. Об этом адмирал напоминает потомкам, вернувшись в Кронштадт на Якорную площадь. Вот только девиз Макарова не стал девизом следующих поколений.

Продолжение читайте по ссылке:

А начало книги здесь:

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!